На сегодняшний день в России производится более 6 тысяч марок водки - и все они, в зависимости от сегмента рынка, конкурируют, ища идеальную упаковку.
Стоимость самой бутылки – стекла и дизайна – по подсчетам экспертов, составляет 30-40% от стоимости крепкого алкоголя. Наиболее распространенной является цилиндрическая пол-литровая бутылка. Конечно, есть бутылки и других объемов - "стопки" по 0,1 л, "монстры" по 0,7; 0,75; 0,99; 1 и даже 1,5 л. Одна из последних новинок компании "Ладога" - объем бутылки 1,5 литра. Это не массовое явление на российском рынке крепкого алкоголя, а потому привлекает к себе внимание.
По форме бутылка тоже эволюционирует – например, водка "Столичный доктор" разливается в конусообразные бутылки. Также есть "пузатые" бутылки. "Успех водке "Русский стандарт" принесла не только грамотная работа маркетологов, но и продуманная работа с дизайном: внешний вид бутылки ассоциативно связана с образом русского колокола - с расширением книзу", - приводит пример Анна Симоненко, эксперт рынка.
Некоторые заводы выпускают крепкий алкоголь в бутылках с фирменными знаками. Например, на бутылках водки, джина и настойки новгородской марки "Садко" есть рельефное изображение кораблика и надпись "Садко". Также в последние годы популярными становятся "крайности" – сосуд либо матируется "под лед", либо, наоборот, доводится до состояния прозрачности а-ля "слеза младенца".
"В изготовлении бутылки водок "Веда", которые разрабатывает английское дизайн-бюро, а производит французский завод St. Gobain, применяется технология неравномерного цветного стекла, которая по своему составу близка к хрусталю, - приводит пример вице-президент по маркетингу компании "Веда" Дмитрий Барсуков. - Этот метод добавляет бутылке необычную игру цвета и прозрачность".
Высотой бутылки дизайнеры тоже пользуются достаточно смело. Например, бутылка водки "Русский размер Серебряная корона" на 10% выше оригинального "Русского Размера". Стоящая на полке очень высокая бутылка, несомненно, выделяется, но вот, как утверждают настоящие водочные гурманы, в холодильник ее зачастую ставить неудобно.
Этикетки крепкого алкоголя – радость для изощренного дизайнерского ума. Хотя и тут главное - не переборщить. "Составляющие этикетки – это название брэнда, присутствие логотипа и рекламных текстов", - говорят в "Ладоге".
"В плане полиграфии пределов для изготовления этикеток практически нет – например, форма может быть любой – круг, квадрат, сложные компоненты", - говорит Андрей Фокин, главный технолог Санкт-Петербургского газетного комплекса. По его словам, последняя тенденция дизайна этикеток для крепкого алкоголя – флексопечать, позволяющая, в частности, создавать прозрачные этикетки. "Этот метод, к тому же, более дешев и прост в изготовлении, нежели офсетная печать, - говорит Андрей Фокин. - Кроме того, этикетки из виниловой пленки можно сделать сразу же с клеевой поверхностью, и производителю алкоголя не придется тратится на дополнительные ресурсы по наклейке этикеток на бутылки – будь то оборудование или ничем не заменимые руки человека».
"Этикеточные" тексты берут свое начало в истории, фольклоре, юморе и многих других семантических полях, затрагивающих человеческую жизнь.
Например, в водке "Русский Стандарт" гармоничность и привлекательность восприятия этикетки строится на сочетании стильной бутылки с лаконичной подписью известного каждому великого ученого Д.И. Менделеева. Водка "А. Хлебниковъ", входящая в портфель брэндов "Ладоги" и позиционирующаяся в сегменте low premium, названа в честь А.Н. Хлебникова, помощника и ученика Менделеева.
Ряд производителей в качестве "водочных слоганов", расположенных на этикетке, выбирают шуточные тосты. Например, на водке "Кузьмич" есть пожелания выпивающим: "Чтобы жена не дозвонилась", "Чтобы рога были у лосей, а не у нас" и т.д. А на водке "Спецназ" наклеены деления по объему и написаны фразы, соответствующие количеству выпитого - к примеру: "А на Сахалине уже утро!". Также покупатели благожелательно относятся к полезным советам на водке или рецептам коктейлей на основе крепкого напитка.
Другое направление дизайна этикеток – консерватизм. "Дизайн "Косогорова самогона" построен на "антидизайне", - считает коммерческий директор компании "Самогон" Николай Полуэктов. - На его этикетке нет ни одного графического элемента (только буквы и цифры), нет правильных линий, минимум цветов (всего два). Так как самогон воспринимается как напиток, сделанный "своими руками", "одомашнивание" достигается стилизацией всех надписей под оттиски штампов".
"Классическое сочетание цветов, использующихся в дизайне водочной упаковки, основано на водке "Столичная" – белое с красным, - рассказывают в "Ладоге". - Еще встречается сочетание синего с белым. "Классика жанра" премиумного продукта – серебро и золото".
Наталия Нелюбина