![]() | ||
![]() | ||
![]() | ||
Цена интеллектаSummary: Стоимость объектов интеллектуальной собственности (ОИС) достигает сегодня десятков и сотен миллионов долларов. Например, American Brands Inc., приобретая семь брендов алкогольных напитков у фирмы Seagram Company, разорилась на $ 371 млн. На Западе мысли и идеи давно стали рыночным объектом. В России же они бесценны, но, увы, лишь потому, что механизм оценки ОИС находится в зачаточном состоянии.
Стоимость объектов интеллектуальной собственности (ОИС) достигает сегодня десятков и сотен миллионов долларов. Приобретая семь брендов алкогольных напитков у фирмы Seagram Company American Brands Inc. разорилась на $ 371 млн. Товарный знак Black Hawk при банкротстве фирмы Rath Company продан за $ 3 млн. В практику финансовых отчетов зарубежных компаний неизменно входит пункт о нематериальных активах.
Характерно, что в последнее время доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других нематериальных активов становится все более значимой и дорогостоящей по сравнению с материальными ценностями — зданиями, машинами, оборудованием. Так, рыночная стоимость компании Microsoft в 1996г. составляла $ 70,9 млрд., в то время как стоимость ее материальных ценностей по данным балансового отчета — всего $ 5,7 млрд. Примерно такое же соотношение нематериальных активов и имущества имеет место в высокой моде. Состояние знаменитых фирм Пьера Кардена, Джорджио Армани, Лоурэна Клайна по сути и заключено в их всемирно известных торговых марках.
Стоимость ОИС зависит от их способности приносить дополнительную прибыль, что определяется целым рядом вероятностных факторов: научно-технических, коммерческих, правовых, а также целями, условиями и результатами использования, полученными посредством патентных и маркетинговых исследований.
Интеллектуальная собственность оценивается не только при продаже отдельных патентов и «ноу-хау» или передаче исключительных прав от одного владельца другому, но и при приватизации, ликвидации, разгосударствлении и продаже предприятий, при инвестировании средств в изобретения и «ноу-хау».
Во внешнеэкономической деятельности узаконены так называемые бартерные сделки с объектами интеллектуальной собственности. В этом случае оценка осуществляется в составе так называемых нематериальных активов. Опыт оценки отечественных патентов и «ноу-хау» дает основания говорить о том, что стоимость каждого из них может составлять от тысяч до десятков и сотен тысяч долларов.
Стержневой проблемой в сфере законодательства об интеллектуальной собственности в России является оценка рыночной стоимости интеллектуального продукта. Не существует никаких документов, регламентирующих ее механизм. Между тем, такие объекты, как товарные знаки, знаки обслуживания, «ноу-хау», деловые репутации весьма специфичны, а спрос на этот вид услуг значителен. Российские оценщики придерживаются в деятельности международных стандартов.
Другая важнейшая задача — инвентаризация интеллектуального ресурса на предприятиях. В нашей стране механизм инвентаризации интеллектуальной собственности до сих пор не отработан, и важность этого процесса очевидна только узкому кругу специалистов. Смысл процедуры — в формальном закреплении прав интеллектуальной собственности за конкретным владельцем. Интеллектуальная собственность, созданная на предприятии, может принадлежать государству, самому предприятию, авторам, заказчикам конкретных работ, а может не принадлежать никому, что, кстати, довольно часто у нас и бывает. Так, например, при приватизации государственных и муниципальных предприятий наличие прав на объекты промышленной собственности часто вообще не учитывалось. Если же эти права принимались во внимание, их оценка и учет в составе нематериальных активов осуществлялись по остаточной стоимости, которая в сотни, а иногда и в тысячи раз отличается от фактической, рыночной. Приобретенные по заниженной стоимости объекты промышленной собственности затем использовались при создании новых акционерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм, в частности, с привлечением иностранных инвесторов. В итоге государство понесло большие убытки.
Что касается предприятий ВПК, то, по экспертным данным, в настоящее время идентифицировано менее пяти десятых процента их нематериальных активов.
В законах о приватизации государственного имущества и о банкротстве в Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормы, касающиеся ОИС. Не решена проблема принадлежности интеллектуальной собственности. В итоге, результаты интеллектуальной собственности не находят отражения в хозяйственном обороте страны.
Роспатентом разработан ряд предложений организационно-правового характера, в том числе по реализации механизма учета объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав имущественного комплекса предприятий научно-технической сферы, а также по распределению прав на них. I
Наталья ОРЛОВА,
эксперт по оценке интеллектуальной
собственности
| ||
![]() | ||
|
||
![]() |