Бутылка в качестве лейблаSummary: Форма бутылки может приобрести охраноспособность в качестве товарного знака. В практике зарубежных патентных ведомств и судов подобный юридический статус довольно распространён, а у нас?
Форма бутылки может приобрести охраноспособность в качестве товарного знака. В практике зарубежных патентных ведомств и судов подобный юридический статус довольно распространен.
Больше фантазии в угоду правиламВ Директиве Европейского союза «О гармонизации» 1989 года (ст. 2) регламентируются виды обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. К таким обозначениям отнесены формы товаров и виды их упаковки (контейнеры), обладающие различительной способностью. В пояснительном разделе Директивы ЕС указано, что в регистрации может быть отказано, если монополизация заявленной формы путем ее регистрации нанесет вред конкурентам.
Чтобы избежать совпадения системы охраны товарных знаков с охраной изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и авторских прав, в Директиву ЕС введены положения ст. 3 (п. 1е), ограничивающие регистрацию ряда форм. Не подлежат регистрации обозначения, которые состоят только из форм, отражающих сущность товаров; необходимых для достижения технического результата; обеспечивающих существенную ценность товара. Большинство же упаковочных форм состоит из нескольких частей, одни из которых обусловлены техническим результатом, другие могут быть фантазийными.
Согласно ст. 3 (п. 1е) Директивы ЕС, в тех случаях, когда только часть формы подпадает под указанные в статье ограничения, форма может быть зарегистрирована в целом без предоставления самостоятельной охраны той ее части, которая необходима для достижения технического результата. Согласно разъяснениям, приведенным в комментарии к закону стран Бенилюкса о товарных знаках, формы, отражающие сущность товаров, следует интерпретировать как неотъемлемые от самих товаров (например, форма зонтиков, форма кассет под яйца).
Суд в Гааге установил, что общепринятая форма пластиковой бутылки для оливкового масла относится к формам, отражающим сущность товара. Однако устройство в такой бутылке горизонтальных желобков и специально запроектированной ручки, утопленной внутрь бутылки, придает ей наряду с другими характеристиками различительную способность и является основанием для охраны.
К формам, необходимым для достижения технического результата, относится, например, форма сопла пульверизатора.
Все бутылки для хранения жидкостей имеют отверстие для слива, расположенное в верхней части. Такая функциональная характеристика бутылок не может быть предоставлена в монопольное использование одному заявителю. Однако могут быть охраноспособны бутылки, характеризующиеся альтернативным вариантом устройства для слива жидкостей.
Форма бутылки, претендующая на использование в качестве товарного знака, должна отличаться существенными внешними признаками и функциональными компонентами, выделяющими ее из множества других емкостей на рынке с тем же назначением.
Каждый случай уникаленАнглийская фирма TY NANT SPRING WATER LTD заявила в отношении разлитой в бутылки минеральной воды обозначение, описанное следующим образом: голубая бутылка, оптические характеристики которой при толщине стенки 3 мм выражаются чистотой 44-48% и оптической яркостью 28-32%. Ведомство вынесло решение отказать в регистрации заявленного обозначения, поскольку степень полноты формы, в которой оно представлено, недостаточна, во-первых, для установления четких границ объема прав владельца товарных знаков, необходимых при проведении экспертизы по абсолютным и относительным основаниям, и, во-вторых, для регистрации обозначения и установления случаев нарушения прав на данный знак третьими лицами. Ведомство также пришло к заключению, что обозначение не удовлетворяет такому требованию статьи 1(1) Закона Великобритании «О товарных знаках» 1994 года как возможность представления обозначения в графической форме.
Фирма Procter&Gamble подала три заявки на регистрацию обозначений чистящих средств, представляющих собой бутылки, характеризующиеся тремя компонентами: формой, этикеткой и цветом.
Бутылки в верхней части снабжены горизонтальными гофрами и имеют пробки, служащие для измерения объема используемой жидкости. На этикетках изображены соответственно сверкающие полы в ванной комнате (сочетание узора в шахматную клетку с тремя звездами); предметы кухонного оборудования с одной звездой и раковины в ванной комнате с тремя звездами. Бутылки окрашены соответственно в желтый, красный и голубой цвета.
Ни законодатель, ни суды не склонны разрешать кому-либо приобретать монопольное право на те обозначения, которые другие желали бы использовать на законных основаниях. По мнению ведомства, заявленные обозначения лишены какой-либо степени различительной способности (ст. 3.1 (b) Закона Великобритании «О товарных знаках» 1994 года). Формы заявленных бутылок не отличаются от применяемых в настоящее время форм бесчисленного количества бутылок с чистящими средствами для стекол, сантехнического оборудования, напольных покрытий и т. п. Гофры на бутылках заявителя выполняют ту же функцию, что и на других, существующих на рынке, бутылках — предотвращают выскальзывание сосуда из мокрых рук.
В жалобе, поданной в Апелляционный суд, заявитель утверждал: решение ведомства о признании заявленных обозначений неохраноспособными на основании отсутствия различительной способности носит декларативный характер.
По мнению Апелляционного суда, причиной подачи рассматриваемых обозначений на регистрацию в качестве товарных знаков является желание заявителя обезопасить себя от появления на рынке подделок своих бутылок, опираясь не на положения «Закона о недобросовестной конкуренции», а на «Закон о товарных знаках». В связи с этим заявитель высказывает свои притязания на предоставление ему права на товарный знак с внешним видом изделия, т. е. выходящий за границы диапазона традиционных знаков (словесных и изобразительных).
Квинтэссенцией спора является толкование ведомством и Высоким судом приведенного в п. b ст. 3.1 понятия «лишен различительной способности». Положения этой статьи относятся к знакам, имеющим такие несущественные отличительные признаки, которые не позволяют идентифицировать производителя маркированных ими товаров (в данном случае хозяйственных недорогих товаров).
Поскольку любой из трех компонентов заявленных обозначений (форма бутылки, дизайн этикетки, цвет бутылки) не придает им каких-либо существенных отличительных признаков, а комбинация данных компонентов в заявленных обозначениях не обуславливает приобретения последними различительной способности, Апелляционный суд пришел к заключению, что решение ведомства об отказе в регистрации заявленных обозначений на основании п. b ст. 3.1 правомерно.
Фирме All-feet distributors ltd, начавшей поставки в Австралию конфет бутылкообразной формы, упакованных в прозрачные пластиковые трубочки, компания Coca-Cola предъявила иск о нарушении прав на ее товарный знак, представляющий двухмерное изображение бутылки Coca-Cola. Иск не был удовлетворен первой инстанцией Федерального суда Австралии. По мнению судей, продажа ответчиком бутылкообразных конфет, шутливо имитирующих форму бутылки Coca-Cola, не означает использование товарного знака, так как, несмотря на наличие слова cola на конфетной бутылке, последняя, тем не менее, не может идентифицировать истца в качестве источника происхождения товара ответчика.
Причина проста: скрученный и удлиненный внешний вид конфетной бутылки не сходен с внешним видом бутылки Coca-Cola. Товары ответчика идентифицирует слово efruit, размещенное на упаковке конфет и тем самым препятствующее искаженному представлению о производителе товара.
Данное решение было пересмотрено апелляционной инстанцией Федерального суда. Рядом расположенные бутылкообразные конфеты и бутылки Coca-Cola вызывают различное зрительное впечатление, что не свидетельствует об их сходстве. Однако необходимо учитывать, что средний потребитель в силу его несовершенной памяти может запомнить лишь общие образы (идеи) бутылки Coca-Cola и конфетной бутылки. При этом он упускает из вида те их характеристики (например, легкая степень скрученности бутылки), которые могли бы предотвратить введение в заблуждение, невзирая и на наличие слова efruit. В итоге иск Coca-Cola был удовлетворен.
Владимир Мельников,
эксперт по правовой охране товарных знаков
| ||
|
||