Первая тройка общеизвестных
Summary:
Роспатент утвердил «Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации», что стало возможным после постановления Правительства РФ «об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам» - т.е. был определён орган, компетентный признавать товарный знак общеизвестным. Как в России устанавливается общеизвестность товарного знака и каковы практические итоги действия «Правил»?
Год назад Роспатент утвердил «Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации». Это стало возможным после постановления Правительства РФ №367 от 30 марта 1998 года «Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам» — т. е был определен орган, компетентный признавать товарный знак общеизвестным. Как в России устанавливается общеизвестность товарного знака и каковы практические итоги действия «Правил»?
Интенсивная известность
В России формально давно существовала возможность предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам. Она основывалась и основывается на участии России в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, положениях Конституций, действовавших в разные периоды истории России, которые устанавливали главенство международных договоров в случаях несоответствия им положений отечественного законодательства. Правовую охрану общеизвестных товарных знаков предполагали также нормы «Положения о товарных знаках» 1974 года и соответствующих инструктивных документов патентного ведомства.
С принятием в 1992 году Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» правовое регулирование этого вопроса осуществляется на основе положений п. 1 ст. 2 Закона, предусматривающего, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации может быть предоставлена в силу международных договоров РФ, а также положений п. 1 ст. 7 Закона, предусматривающего, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем до 1998 года, по существу, охрана общеизвестных товарных знаков не могла быть реализована, так как не был определен орган, компетентный принимать решения о признании товарных знаков общеизвестными. Ситуация изменилась после образования Высшей патентной палаты, а затем и принятия в том же 1998 году «Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Роспатента». Эти «Правила» не раскрывают ни перечня данных, подтверждающих общеизвестность товарного знака, ни их содержания. Все это представляется справедливым, поскольку названные «Правила» относятся к большому числу самых разнообразных обращений в Высшую патентную палату, и детальная регламентация по каждому из видов обращений весьма бы утяжелила документ и сделала бы его трудным для использования. Вместе с тем, исходя из чрезвычайной сложности правовой охраны общеизвестных товарных знаков, отсутствия в России опыта их охраны подробная регламентация всех вопросов связанных с признанием товарного знак общеизвестным, на современном этапе представляется крайне необходимой. Для реализации этой цели патентным ведомством были разработаны «Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации».
«Правила» разрабатывались довольно долго. Прежде всего, потому, что они являются, насколько нам известно, первым в мире нормативным документом, посвященным правовой охране общеизвестных товарных знаков. Кроме того, лишь в 1999 году ВОИС завершила многолетнюю работу по созданию международного документа о правовой охране общеизвестных товарных знаков. В сентябре 1999 года Генеральная Ассамблея ВОИС и Ассамблея Парижского союза приняли «Совместную резолюцию о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков». Специалисты, принимавшие участие в подготовке Резолюции, стремились максимально гармонизировать положения «Правил» с ее положениями.
Важно, что в «Правилах» дается определение общеизвестности товарного знака в России. Ни в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, ни в Соглашении TRIPS мы не найдем такого определения. Согласно «Правилам» три вида товарного знака в России могут быть признаны общеизвестными:
- товарные знаки, охраняемые на территории России на основании государственной регистрации (т. е. товарные знаки, заявки на которые подавались по национальной процедуре);
- товарные знаки, охраняемые на территории России без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации (т. е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению);
- обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории России (т. е. обозначения, в отношении которых, например, поданы заявки по национальной процедуре или испрошена охрана в рамках Мадридского соглашения или Протоколом к нему, но решения патентного ведомства о регистрации или предоставлении охраны еще нет).
«Правила» определяют признаки общеизвестного товарного знака, которые основываются на положениях ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и соответственно на положениях Совместной резолюции. Среди этих признаков выделяются следующие:
- интенсивное использование;
- широкая известность в Российской Федерации среди соответствующих групп населения;
- широкая известность такого товарного знака как товарного знака, которым обозначаются товары определенного изготовителя.
Совершенно очевидно, что в силу своего статуса «Правила» не раскрывают содержание этих признаков. Вместе с тем представляется возможным некоторым образом их охарактеризовать.
Так, «Правила» не определяют срок, в течение которого товарный знак должен интенсивно использоваться. Очевидно, что в зависимости от конкретной ситуации, он может быть разным. Его продолжительность может, например, зависеть от интенсивности рекламной компании и освоения рынка, от вида товара и т. д. Представляется (и «Правила» на это указывают), что сведениями об интенсивном использовании товарного знака в России могут быть: дата начала применения товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров и объем их продаж; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в том или ином секторе экономики и т. п. Безусловно, могут быть представлены и любые иные сведения, подтверждающие наличие признака интенсивности у товарного знака.
Интенсивность использования товарного знака нельзя рассматривать в отрыве от его широкой известности в основном именно в России. Об этом факторе (который в «Правилах» не определяется) можно судить по тому, где использовался товарный знак, в каких объемах (абсолютных и относительных), по объему рекламы, и что, вероятно, очень важно, — по результатам опроса потребителей товаров на предмет общеизвестности товарного знака.
Что скажет потребитель
Изначально предполагалось, что «Правила» будут содержать указания на примерные цифры, свидетельствующие о широкой известности товарного знака среди определенных групп населения. Эти цифры предполагалось включить в Приложение к «Правилам», в так называемый Регламент опроса потребителей по общеизвестности товарного знака. Однако при согласовании проекта «Правил» с Министерством юстиции России было решено, что Регламент не будет прилагаться к «Правилам». Взамен этого патентное ведомство разработает соответствующие методические рекомендации. Такой документ уже разработан и введен в действие приказом Роспатента № 74 от 01.06.2001 года: «Рекомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в РФ», предназначенные для владельцев товарных знаков, их представителей, в том числе патентных поверенных, специалистов патентного ведомства.
Опрос должен осуществляться независимой организацией, специализирующейся в сфере проведения социологических исследований. «Рекомендации» указывают на примерное число населенных пунктов Российской Федерации (около шести), в которых должен проводиться опрос потребителей. Как представляется, весьма показательными были бы результаты опроса, проведенного в таких крупнейших деловых центрах страны, как Москва и Санкт-Петербург. Хотя в зависимости от конкретного товара (услуги), это, конечно, могут быть другие города. Так, пунктом 3.3 «Рекомендаций» установлено: «...остальные населенные пункты определяются лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным, исходя из характера его деятельности по производству товаров и / или оказанию услуг».
Естественно, что результаты опроса должны соответствовать реальному положению дел, т. е. быть объективными. Поэтому «Рекомендации», исходя из практики и методик проведения социологических опросов, устанавливают, что максимальное количество опрошенных не ограничивается, а вот минимальное, как правило, не должно быть менее 500 в каких-либо двух населенных пунктах и менее 125 в каждом другом населенном пункте.
Товарный знак должен иметь широкую известность среди соответствующих групп населения — правильность тезиса очевидна. Поэтому выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукции производственно-технического значения, «Рекомендации» предлагают осуществлять путем опроса специалистов, являющихся потребителями продукции данного вида. Они могут относиться как к производственным, так и к торговым кругам. Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для товаров широкого потребления, «Рекомендации» предлагают осуществлять посредством опроса «средних» покупателей с учетом возраста, пола, образования, социального и материального положения, связи с товаром, обозначенным «исследуемым» товарным знаком, а также опроса специалистов соответствующих отраслей промышленности и торговли.
«Рекомендации» предлагают во время опроса получать ответы на вопросы, которые могут и должны иметь значение для определения общеизвестности товарного знака. Например, знаком ли опрашиваемому «исследуемый» товарный знак; какое именно лицо является владельцем этого товарного знака или изготовителем товара, им обозначенного; из какого источника информации опрашиваемый получил (получает) сведения об «исследуемом» товарном знаке.
При опросе потребителей «Рекомендации» считают возможным и целесообразным использовать опросные листы и представлять их в патентное ведомство. Однако не является обязательным включать эти листы в общий пакет прилагаемых к заявлению документов. Вместе с тем они, как представляется, отвечают целям объективности проводимых опросов.
«Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации» определяют время, когда заинтересованное лицо может подать заявление о признании его знака общеизвестным.
Заявление подается по общему правилу тогда, когда имеет место столкновение интересов двух или нескольких лиц. Особенно выделяется ситуация, когда действия, связанные с регистрацией или использованием конфликтующего знака, признаны актом недобросовестной конкуренции. В этом случае, исходя из положений Парижской конвенции, заявление об общеизвестности может быть подано в любой период действия регистрации такого конфликтующего знака.
Владельцами становятся единицы
До появления «Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации» в Высшую патентную палату Роспатента за 2 года было подано лишь 8 заявлений, после же их введения в действие число заявителей составило 27. Очевидно, что дополнительные нормативные установления не сдерживают владельцев товарных знаков, а наоборот, стимулируют. Лишь 3 заявления из 35 удовлетворены. Общеизвестными в России признаны товарные знаки: «Известия» (7 апреля 2000 года), «УРАЛМАШ» (10 июля 2000 года) и «ЯВА» (16 апреля 2001 года).
По 14 заявлениям приняты решения об отказе в их удовлетворении; одно заявление отозвано лицом, его подавшим; по пяти заявлениям даты заседаний коллегий перенесены по просьбе лиц, подавших заявления; восемь заявлений еще не рассматривались; три заявления вообще не были приняты к рассмотрению.
Шесть из 35 заявлений поданы иностранными юридическими лицами.
Перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны общеизвестным товарным знакам, довольно разнообразен. Кроме того, примерно по четверти этих знаков охрана испрашивается в отношении не одного, а нескольких товаров, а также услуг. Распределяются заявления примерно следующим образом: водка, коньяк — 11, автомобили, машины — 6, программное обеспечение и базы данных — 4, сигареты — 4, продукты питания — 3, безалкогольные напитки — 2, услуги связи — 2, инструменты — 2, газеты, печатные издания — 2, телепрограммы — 1, бытовая техника — 1, строительные материалы — 1.
Анализ документов, прилагаемых к заявлению, показывает, что в 12 случаях были приложены результаты опроса потребителей, в 15 случаях — документы, свидетельствующие о финансовых затратах, имевших место в связи с использованием товарного знака, в 11 — представлены всевозможные каталоги с образцами товаров, маркированных товарными знаками, в отношении которых поданы заявления о признании их общеизвестными. К заявлениям прилагаются и другие виды документов и материалов: результаты маркетинговых исследований в области рынка, рекламные материалы, газетные и журнальные публикации, списки пользователей предоставляемыми услугами, информация из Интернета, справки с выставок, дипломы и т. п. Весьма примечательно, что к 8 заявлениям не было приложено вообще никаких документов.
Довольно разнообразны ошибки или недочеты, встречающиеся при анализе документов претендентов на общеизвестные товарные знаки. Так, часто документы относятся лишь к одному из товаров (одной из услуг), указанных в заявлении, в отношении которых испрашивается признание товарного знака общеизвестным. Подобные ситуации недопустимы. Как показывает практика, это приводит либо к сокращению перечня товаров, либо к переносу срока рассмотрения заявления до предоставления дополнительных материалов.
Бывают ситуации, когда к заявлению прилагается большое количество самых разнообразных документов, но при этом заявитель не указывает, какой из документов что подтверждает. Так, например, часто представляются годовые отчеты о деятельности лица, подавшего заявление, но при этом не указывается, какая конкретно продукция маркировалась товарным знаком, претендующим на общеизвестность.
Нередки случаи, когда заявитель использует одно обозначение (товарный знак), а просит признать общеизвестным несколько другое обозначение, например, в другой цветовой гамме или в другой графике. Недостатком в подготовленных документах являются и те результаты опросов потребителей, которые не подписаны руководителем независимой специализированной организации, проводившей опрос.
К отрицательным последствиям приводят документы, не подтверждающие общеизвестность товарного знака на дату, указанную в заявлении.
Совершенно недопустимо, когда заявитель считает, что необходимые доказательства из представленных материалов должна выбирать коллегия Высшей патентной палаты, рассматривающая заявление, да еще и рекомендовать ему, какие еще документы (конкретно) нужно представить, чтобы заявление было удовлетворено. Следует помнить, что коллегия не занимается сбором доказательств, а только оценивает то, что ей представили. Если документов будет недостаточно, она вправе принять решение об отказе в признании товарного знака общеизвестным в России. Поэтому рекомендуем не стремиться к подаче большого количества документов. Как говорится, «лучше меньше, да лучше», имея в виду именно содержание представленных документов.
Валентина Орлова,
кандидат юридических наук
2001 #4
|