Сицилианская защита (Продолжение в PG №6/2003)


Summary:
В последние годы российские предприятия осознали необходимость регистрации товарных знаков, о чём свидетельствует растущее количество заявок. С чем это связано? Какие вопросы защиты товарных знаков стоят перед производителями, и какие ответы на них существуют?

В последние годы российские предприятия осознали необходимость регистрации товарных знаков, о чем свидетельствует растущее количество заявок. Популярность именно этого объекта промышленной собственности обусловлена несколькими причинами: быстрым развитием рыночных отношений, стремлением выделиться на рынке отечественных производителей товаров и услуг, бурным вступлением на наш рынок иностранных фирм, низкими ‑ до прошлого года ‑ пошлинами за подачу заявки на ТЗ и т. д.
 
В это же время произошло несколько громких судебных процессов о незаконном использование «раскрученных», как теперь принято говорить, товарных знаков. Имели место даже прецеденты, когда в регионах отслеживались фирмы, которые увеличивали товарооборот, использовали свой товарный знак, но его не регистрировали. Эти знаки регистрировали сторонние организации и предъявляли претензии, по сути, истинным владельцам. А сколько было случаев, когда торговые агенты или представители фирм регистрировали товарные знаки своих хозяев.
Что же такое товарный знак с точки зрения современного законодательства и чем нужно руководствоваться при его регистрации?
27 декабря 2002 г. введен в действие ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров”».
В соответствии с этим законом, товарный знак и знак обслуживания ‑ обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами (ст. 1).
Товарные знаки в соответствии с международной практикой регистрируются по 45 классам МКТУ (Международная классификация товаров и услуг, 8-я редакция). А это говорит о том, что, если знак зарегистрирован, например, только по 5-му и 6-му классам, то в остальных классах он не имеет правовой охраны для этих юридических или физических лиц для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Следует отметить, что, в соответствии со ст. 2 ФЗ, обладателем исключительного права на товарный знак теперь является правообладатель, а не владелец, как ранее. Кроме того, субъектами права стали как юридическое лицо, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Согласно ст. 3 закона, на зарегистрированный ТЗ выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Особое внимание следует обратить внимание на ст. 4, посвященную исключительным правам на товарный знак, а именно, на пункт о нарушениях этих прав: «Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Такое определение мы видим впервые.
В ст. 5 определены виды товарных знаков: словесные (логотипы), изобразительные, объемные и другие обозначения и комбинации. Приведем несколько примеров.
Изобразительные товарные знаки.
1. RU. № 097031, дата регистрации ‑ 24.06.1991 г. Владелец ‑ совместное советско-американское предприятие «Эрмитаж». Знак перерегистрированный (646) (рисунок 1).
 
2. RU. №  090471, дата регистрации 20.08.1990 г. Владелец тот же (рисунок 2).
 
Комбинированные товарные знаки ‑ словесная и изобразительная композиция.
 
1. RU. № 230245, дата регистрации ‑ 05.12.2002 г. Владелец ‑ ООО «ТВ-Медиа», Москва (рисунок 3).
 
2. RU. № 125282, дата регистрации ‑ 28.04.1995 г. Владелец ‑ Государственный исторический музей, Москва (рисунок 4).
 
Следует отметить, что ТЗ может быть зарегистрирован в любом цветовом сочетании. Однако регистрация товарного знака в каком-либо цветовом сочетании не защищает его в черно-белом сочетании.
Ст. 6 и 7 посвящены основаниям для отказа в регистрации. Ст. 6 определят различительные способности товарного знака. Особое внимание следует обратить на п. 1 ст. 6, содержащий одно из принципиальных положений закона ‑ разрешение регистрации обозначения, если оно приобрело различительную способность в результате использования.
Согласно п. 3 ст. 6, не могут быть зарегистрированы обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя, а также противоречащие общественным интересам. Здесь следует напомнить об обозначениях, искажающих русский язык («Руски» «Длинос»). В соответствии с новыми правилами по составлению заявок на товарные знаки, по заявкам на такие товарные знаки будут отказывать.
П. 4 ст. 6 усилен в практической деятельности «Законом об объектах культурного наследия, памятниках культуры народов РФ», принятым 25.06.2002 г., а также Указом Президента РФ от 30.11.2002 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ». Таким образом, введен запрет на регистрацию обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с названиями или изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России или объектов всемирного, культурного или природного наследия, без получения на это соответствующего согласия в установленном порядке.
П. 5 ст. 6  содержит еще одно важное дополнение, не допускающее регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, сопровождающих вина или крепкие спиртные напитки, если такие обозначения могут восприниматься как указания на конкретную территорию, не являющуюся местом производства (происхождения) этих продуктов.
Согласно п. 2 ст. 7, «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров…».
Далее отметим некоторые нюансы, возникающие при регистрации заявки в соответствии с новым законом.
П. 7 ст. 8 гласит, что после подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки в соответствии с установленным порядком.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые процедурные изменения, содержащиеся п. 6 ст. 9. В случае подачи заявок на тождественные товарные знаки разными заявителями, имеющими одну и ту же дату приоритета, между заявителями должно быть заключено соглашение, на основе которого регистрация должна быть произведена на имя одно из них. В случае если в течение шести месяцев с даты получения соответствующих уведомлений от заявителей не поступит ходатайство о продлении срока или соглашение о том, по какой заявке испрашивается регистрация, заявки признаются отклоненными.
Знаменательное положение содержится в ст. 28 гл. 6, согласно которой прекращение представления правовой охраны товарному знаку происходит в случаях:
 
1) регистрации товарного знака на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на товарный знак в одной из стран участниц Парижской конвенции, без разрешения правообладателя, если только агент или представитель не представит доказательств, оправдывающих его действий;
 
2) решения Федерального антимонопольного органа о том, что регистрация знака, послужившая основанием для предоставления ему правовой охраны, является актом недобросовестной конкуренции.
 
В следующей публикации мы поговорим о коллективном, общеизвестном знаке, коснемся норм, претерпевших изменения в отношении наименования мест происхождения товаров.
 

Екатерина Титова

Продолжение в PG №6/2003

2003 #5

 
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]