Время наступать (продолжение в PG №3 2003)
Summary:
При стремительном росте производства упаковки из гофрокартона и, следовательно, ужесточении требования к качеству, компании производители стоят перед вопросом: закупка какого оборудования способна на длительный срок обеспечить предприятию прибыль. Компания «Триал-Пак», в отличие от многих других не стала заниматься продажей импортного оборудования, а пошла по пути разработки собственного.
Стремительный рост производства упаковки из гофрокартона и, следовательно, ужесточение требований к конечному качеству продукции поставило как поставщиков, так и производителей, работающих в данной сфере, перед вопросом: закупка какого именно оборудования способна на длительный срок обеспечить предприятию прибыль. Компания «Триал-Пак», в отличие многих других, не стала заострять внимание на продаже импортного оборудования, а пошла по пути разработки и создания собственного. Действительно, в наше время недостаточно просто продавать — пришло время производить самим, и гордо заявлять об этом.
Мы беседуем с генеральным директором компании «Триал-Пак» Тагиевым Натиком Мургузовичем и главным инженером Гаджиевым Аллахверди Юсифовичем о новой серии машин NL, ситуации на рынке оборудования по производству и переработке гофрокартона и перспективах его развития.
PG: Скажите, пожалуйста, почему вы решили заняться проектированием собственного оборудования?
Н. М.: У российских клиентов выросли требования к качеству продукции. Китайские и турецкие машины, поставкой которых изначально занималась наша компания, доступны по цене, но у них не хватает производительности, и они выдают высокий процент брака. В частности, на узле фальцевания-склеивания не выдерживается геометрия коробки. К 2001 г. у нас уже были подобраны квалифицированные кадры, и главный инженер компании, Гаджиев А. Ю., предложил разработать собственную машину, которая бы удовлетворяла всем требованиям заказчика. Поэтому мы создали подразделение «Триал-Маш», занимающееся непосредственно проектированием и производством оборудования.
Чтобы форсировать события и не терять 3-4 года на экспериментальную работу, в 2002 г. мы заключили контракт с итальянской компанией по сервисному обслуживанию оборудования. Нам было выгодно привлечь к созданию машины европейскую компанию с более чем 30-летним опытом работы, со своими чертежами и комплектующими.
PG: И что же представляет собой ваше оборудование?
Н. М.: На сегодняшний день это машина модели NL 1024-10, оснащенная двумя секциями флексопечати и автоматической просекально-рилевочной секцией с максимальной производительностью 8 тыс. коробок в час и максимальным форматом заготовки 2400x1020 мм. Она уже демонстрировалась на выставках «Упаковка/УпакИталия-2002» и «Упакмаш-2002». На июньской выставке «Росупак-2003» мы планируем представить новую модель NL 1024-20, но уже с фальцевально-склеивающей секцией, секцией формирования и обвязки пачек и со встроенным компьютером. Производительность этой машины будет уже 12 тыс. коробок в час (заказчик ЗАО «Тара», Новосибирская обл.). А на выставке «Упаккартон-2003» мы планируем представить новую модель NL 1224 с увеличенным форматом заготовки, которая будет дополнительно укомплектована ротационно-высекальной секцией (заказчик ОАО «Тароупаковка», Чебоксары). Таким образом, к декабрю мы представим комплексный агрегат европейского класса для выполнения всех этапов производственного процесса.
PG: Насколько машины серии NL по своим техническим характеристикам отличаются от тех же китайских или турецких аналогов?
А. Ю.: Во-первых, это машина модульного исполнения. В отличие от турецких машин, на ней можно менять любую секцию, она прекрасно работает в агрегатном режиме при более высокой производительности.
Кроме того, на нашей машине стоит самый совершенный узел подачи — это вакуумно-роликовая или, по желанию заказчика, ременная подача, которая представлена на машинах только трех крупнейших мировых производителей: Martin, Emba и Curioni.
Н. М.: Машина изготавливается на отечественном предприятии, имеющем международный сертификат качества стандарта ISO 9000, однако основные комплектующие: растровые валы, обрезиненные валы, все ремни, вся электроника и пневматика — европейского производства. В итоге стоимость российского «железа» в сочетании с импортными комплектующими оказалась в несколько раз ниже европейских цен. Т. е. при технологической оснащенности на уровне современного европейского оборудования мы вписались в ценовую категорию б/у европейских и новых китайских станков.
PG: Можно с уверенностью утверждать, что по своим качественным характеристикам наше оборудование приближается к современным европейским образцам?
Н. М.: Да, мы постоянно следим за появлением новых технических решений. Естественно, мы не в состоянии сразу воплотить их в жизнь, но, например, решения, представленные в июне 2002 г. на выставке Corrugated-2002 в Париже, будут реализованы в нашей машине к ноябрю 2003 г. В этом плане мы отстаем от Европы всего на полтора года.
Все детали отечественного производства проходят жесткий двойной контроль — наши конструктора принимают их на местах и дополнительная проверка происходит при сборке.
Кроме того, мы хотим уделить больше внимания дизайну оборудования. По словам наших итальянских партнеров, если по этому показателю NL 1224 будет соответствовать европейским стандартам, то по классу она превзойдет Curioni, которая сейчас занимает четвертое место в Европе.
PG: Какие услуги вы предоставляете для своих клиентов?
Н. М.: Помимо стандартного набора — монтаж, наладка, гарантийное обслуживание — мы планируем предоставлять услуги по информационной поддержке и обучению персонала, что сейчас в России делают от силы 2-3 компании.
В поселке Запрудня Талдомского района Московской области уже готовы площади и создана инфраструктура для запуска фабрики по выпуску упаковки из гофрокартона с производительностью 60 млн. м2 в год. На фабрике будет стоять исключительно наше оборудование, которое здесь же и будет собираться. Так что прошедший такую подготовку персонал будет владеть не только всеми тонкостями производственного процесса, но и знать оборудование «изнутри». Именно поэтому мы не боимся оснащать наши линии последними техническими достижениями.
PG: Когда будет запущена фабрика?
Н. М.: Мы собираемся ввести ее в работу к лету текущего года. Фабрика станет еще и испытательным полигоном для нашего оборудования, а также демонстрационным центром, открытым для всех, кто захочет посмотреть наши машины в действии. А пока с той же целью мы планируем передать NL 1024-10 компании «Липецк-Пак», и в конце февраля-начале марта приглашаем всех заинтересованных лиц в Липецк на демонстрацию рабочих качеств нашего оборудования.
PG: Конкурентов не боитесь?
Н. М.: Нет, т. к. наша основная цель — это изготовление и продажа оборудования, и только потом выпуск гофроящиков, тем более вторым этапом будет установка бумагоделательной машины, т. е. сырье для себя мы будем делать сами, а рентабельность при изготовлении бумаги и картона из макулатуры выше, чем при изготовлении гофрокоробов.
PG: Все-таки, в области изготовления оборудования есть ли у вас сейчас серьезные конкуренты?
Н. М.: Есть компании, которые изготавливают оборудование для переработки гофрокартона для предприятий малого бизнеса. Наше оборудование предназначено уже для компаний среднего звена. Эта ниша никем до нас не была занята, и поэтому очень многие российские компании-производители упаковки нас поддержали.
PG: Производство упаковки — действительно уже хорошо отлаженная отрасль. А насколько легко сейчас в России осваивать производство оборудования?
Н. М.: Нам пришлось обойти очень много заводов, пока мы не нашли вариант, устраивающий нас и по качеству выпускаемой продукции, и по ее стоимости. На российских заводах еще отстает исполнительская дисциплина. Не получается соблюдать сроки заказов. Нам приходится специально закладывать в график работы определенный задел на опоздание изготовления деталей. Но вы знаете, вопрос «Насколько легко?» не является решающим. Главное, что это рентабельное производство. Мы действительно оказались в состоянии изготовить соответствующее европейским стандартам оборудование по приемлемым ценам. Я вам приведу один пример: на выставке «Упак/Италия» к нам подошли представители компании Martin и предложили сотрудничество — я отказался. На нашей машине вакуумно-роликовый стол подачи. В этом узле все детали российского производства, и лишь роликовые направляющие мы привезли из Италии. В итоге получилось, что вся секция подачи стоит около 40 тыс. долл. Martin предложил нам только узел подачи, составляющий 30 % от общего объема секции, за 50 тыс. долл. За счет более низких цен на электроэнергию, металл и рабочую силу наша ценовая политика более выгодна. И в этом заключается наша конкурентоспособность.
PG: Как вы думаете, возможна ли дальнейшая стабилизация этой отрасли экономики?
А. Ю.: Все зависит от спроса. Мы начали наше производство исходя из российских нужд, и сейчас порядка десяти заводов задействованы в изготовлении деталей для нашего оборудования. Это тоже в какой-то мере дает толчок для развития. Например, Шарико-подшипниковый завод изготовил для нас специальный гибрид из двух подшипников для автоматической осевой корректировки печатного барабана во время работы.
Н. М.: Очень помогают выставки. Недавно мы узнали о новой отечественной разработке планетарного механизма, которому нет аналогов даже в Европе. И мы хотим в ближайшем будущем связаться с этим предприятием, чтобы договориться о применении их разработки в нашем оборудовании.
К сожалению, пока в России не производятся ключевые, ответственные детали должного качества. Например, нет оборудования для изготовления качественных растровых валов нужных нам размеров или качественных обрезиненных валов. Просто потому, что не было потребителя этой продукции. Сейчас, когда появляется спрос —начинает развиваться и эта отрасль, следовательно — будут и положительные результаты.
PG: Поделитесь, пожалуйста, вашими планами на будущее.
Н. М.: У нас очень амбициозные планы. Уже сейчас мы получили заказ на разработку машины производительностью 24-27 тыс. коробок в час (заказчик ООО «Анкора»). И это значит, что у нас появились новые горизонты. Мы знаем, в каком направлении нам двигаться ближайшие два-три года.
Более того, уже сегодня мы собираемся участвовать в европейских выставках. В Европе есть сектор рынка, на котором, благодаря нашей ценовой политике, мы сможем хорошо себя чувствовать. Восточная Европа, Ближний Восток, Турция, Египет, Африка — это тоже наш потенциальный рынок, и мы намерены его освоить.
PG: Помимо изготовления оборудования, компания «Триал-Пак» занимается монтажом оборудования. Как на вашем примере развиваются предприятия по выпуску гофропродукции?
Н. М.: Есть компании, которые изготавливают оборудование для производства гофрокартона для предприятий малого бизнеса. Например, ярославская фабрика «ПакСистем» и астраханская «Импульс» делают электрические гофроагрегаты c невысокой производительностью. По статистике, потребность в гофрокартоне ежегодно увеличивается на 18 %, поэтому таких мощностей уже недостаточно. Ставя несколько таких машин, вы занимаете большую площадь и привлекаете большее количество людей, что также невыгодно. Поэтому, выходя на более высокий уровень, компании вынуждены покупать уже, например, паровые гофроагрегаты со скоростью от 80 до 200 м/мин. У нас такими клиентами стали ООО «Баренц-Пак» (Мурманск), ООО «Вереск-1» (Архангельск), ООО «УпакСервис» (Щелково), а остальные сразу перешагнули этап малого предприятия, и сразу перешли на средний.
За 2001-2002 гг. компанией «Триал-Пак» было установлено 10 гофроагрегатов с рабочей шириной 1400 мм, 1600 мм, 2200 мм и 2500 мм на следующих предприятиях: ООО «Баренц-Пак» (Мурманск), ООО «Липецк-Пак» (Липецк), ООО «Вереск-1» (Архангельск), ПКФ «Садко» (Краснодарский край), ОАО «Казахстан Кагазы» (Алматы), ООО «Верхневолжский гофрокартонный комбинат» (Переславль-Залесский), ООО «Упаковка Сервис» (Щелково), ТПГ «Артемакс» (Сергиев Посад, Московская обл.), ООО «Ассоль» (Лебедянь, Липецкая обл.), ООО «Аркада» (Смоленск).
Оборудование по переработке гофрокартона было установлено у ведущих производителей упаковки из гофрокартона России и стран СНГ: ООО «Анкора» (Санкт-Петербург), ОАО «Тароупаковка» (Чебоксары), ЗАО «Тара» (Болотное, Новосибирская обл.), ОАО «Калужский экспериментальный завод» (Калуга), ООО «Гамбит» (Россошь, Воронежская обл.), ООО «Ярославский картон», ОАО «Картонтара» (Москва), ООО «Курс» (Рыбинск), ООО «Тарасервис» (Новосибирск), ООО «Упактара» (Клин), ОАО «Лесбуммаш», ООО «Гофропак-Т» (Тверь), ООО «Яснополянская фабрика картонных изделий» (Тула) и на других крупных предприятиях упаковочной отрасли России, Украины и Казахстана.
Кроме того, наша компания взялась за модернизацию существующего оборудования. Например, мы модернизировали гофроагрегат в ЗАО «Тара» (Болотное, Новосибирская обл.). На существующем гофроагрегате шириной 1250 мм мы заменили гофропресс, поперечную резку и держатели бобин, а на втором этапе будем менять клеепромазочную машину и продольную резку.
На 5-слойном гофроагрегате шириной 2100 мм, установленном в ОАО «Ярославский картон» (Ярославль), мы заменили старый гофропресс с пальцевыми направляющими на новый вакуумный.
Проведенные работы по модернизации старого оборудования позволили нам взяться за решение более крупной задачи: наша компания собственными силами демонтировала в Баку 5-слойный гофроагрегат шириной 2100 мм и 3 единицы комплектного оборудования по переработке гофрокартона в тару, а в марте этого года мы планируем начать монтаж всего оборудования в ООО «Тарасервис» (Новосибирск).
Беседовала Ася Котова
Продолжение в PG №3 2003
2003 #2
|