Удачи и просчеты
Summary:
Водочная этикетка должна издали быть заметна на полке магазина, чтобы ее увидел «свой» покупатель. Кроме того, потребителя необходимо привлечь вблизи и этикеткой и контрэтикеткой, которые согрели бы ему душу. Вот тогда он, потребитель, запомнит бутылку, и если качество содержимого окажется приемлемым, захочет повторить покупку.
Дизайн водочных этикеток
Водочная этикетка должна издали быть заметна на полке магазина, чтобы ее увидел «свой» покупатель. Кроме того, потребителя необходимо привлечь вблизи и этикеткой и контрэтикеткой, которые согрели бы ему душу. Вот тогда он, потребитель, запомнит бутылку, и если качество содержимого окажется приемлемым, захочет повторить покупку.
Давно известно, что реклама (а этикетка — это ничто иное, как реклама) держится на трех китах: привлечении внимания, объяснении и повторении. Кроме того, бытует мнение, что «цвет сам себя продает». Отсюда — направление формирования любой водочной этикетки: она должна быть яркой, с хорошо итаемым и запоминающимся «именем». Посмотрим, каковы результаты претворения в жизнь этих принципов.
Нет нужды останавливаться подробно на этикетках водок «Партком», «Политбюро», Happy vodka и водки «Беленькая», они известны всем. А вот этикетку водки «Подмосковная» хотелось бы отметить за то, что герб столицы и четырех подмосковных городов (Сергиева Посада, Клина, Дмитрова и Коломны) изображены на ней без единой ошибки. Так бывает, к сожалению, не всегда. Пример — общеизвестная и многократно повторенная этикетка водки «Золотое кольцо» популярного московского завода.
Здесь художник сделал не менее шести досадных ошибок в изображении семи гербов. Только герб Москвы изображен на этикетке верно. Можно предположить, что второй слева герб, изображенный на этикетке в виде вольно, без креста стоящего на задних лапах, ьва на сером фоне принадлежит городу Владимиру. Однако Н. Н. Сперансов в книге «Земельные гербы России», выпущенной издательством «Советская Россия» в 1974 г.(далее ссылки на эту книгу) на стр. 24 так описывает герб города Владимира: «Городу принадлежит первый зафиксированный земельный герб нашей Родины — стоящий на задних лапах лев, туловищем и головой в профиль. Изображение этого льва, как знака Юрия Долгорукого, известно с XII века. В Московской Руси его стали изображать на печатях г. Владимира, причем на голову зверя надели корону, а в лапу дали крест».
В XVIII веке древней лев был перерисован и получил следующее описание: «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест». В XIX веке при составлении герба Владимирской губернии льва снова перерисовали и стали называть за поворот головы прямо к зрителю «львиным леопардом». Изображая на следующем гербе парусник на красном фоне, художник этикетки «Золотое кольцо», по-видимому, имел в виду герб Костромы. Но на самом деле этот герб имеет не красный, а голубой фон. Вот как описан этот герб у Н. Н. Сперансова (стр. 62):«В лазоревом щите на серебряной воде золотой древний Варяжский корабль с орлиной головой и крыльями в носовой части, с парусом, флагом и семью гребцами».
В центре той же этикетки расположен герб с частью крепостной стены и башней с воротами на сером фоне. Естественно предположить, что художник пожелал напомнить о Сергиевом Посаде, входящем в Золотое кольцо Москвы. А вот описание Н. Н. Сперансова на стр. 32 той же книги: «Старый герб рассказывает о знаменитой обороне здешнего монастыря-крепости от польских войск в годы Смутного времени. Немногочисленные защитники Сергиева Посада стойко выдержали долгую осаду и не сдались сильному неприятелю. В память этого старый посад получил герб: в лазоревом щите серебряная стена с лазоревыми швами и закрытыми черными воротами, за которыми возникает серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом…и сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столб на таковых же древках. В вольной части (т. е. в левом верхнем углу) герб Московский», который указывал на принадлежность Сергиева Посада Московскому княжеству.
Следующий герб изображает на красном фоне какого-то горного оленя (видны камни, а олень изображен, пожалуй, в прыжке). Можно предположить, что художник задумал показать герб Ростова Великого. А вот как он описан в книге «Земельные гербы России» (стр. 22): «В червленом поле олень серебряные рога, грива и копыта золотые». Олень спокойно стоит, никаких камней не видно, но фон выбран на этикетке правильно — красный, что было на Руси синонимом понятия «красивый».
В предпоследнем гербе этикетки на сером фоне изображена сказочная птица Сирин. А вот что пишет Н. Н. Сперансов на стр. 28: «В грамоте XVIII века герб грода имел следующее описание: “Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное”». Из описания знамени Суздальского полка, сформированного в начале того же столетия, известно, что птица с серовато-атуральным оперением раньшеизображалась белой. В древней Руси сокол был символом отваги, быстроты, иногда еще и ума. Кроме того, эта птица слыла эмблемой, излюбленной нашими предками соколиной охоты. Известно также, что фигура конного сокольничего была одной из эмблем ряда удельных князей, в первую очередь, в северных областях древней Руси. Надетая на птицу княжеская корона напоминала, что Суздаль — в прошлом важный удел. Надо заметить, что такое исторически осмысленное употребление подобных регалий— редкий случай в нашей земельной эмблематике.
Последний герб в правом верхнем углу этикетки напоминает герб города Ярославля, включенного в достопримечательности Золотого кольца: на красном фоне зверь, стоящий без секиры на задних лапах, как теперь пишут, «похожий на медведя». А вот как герб Ярославля описан на стр. 22 Н. Н. Сперансовым: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке. По преданию город был заложен великим князем Ярославом Мудрым, убившим напавшую на него здесь медведицу. Отсюда возникли рассказы о городской печати, а затем и в гербе как воспоминание об этом событии. Но существовавший в ярославской земле и доказанный раскопками культ медведя дает основание предполагать, что древняя эмблема своим происхождением обязана именно этому культу».
Мы закончили разбор этикетки «Золотое кольцо» — прискорбный пример поспешного утверждения непроверенного эскиза. Очень жаль, что эта этикетка тиражировалась без проверки многими ликероводочными заводами не только нашей необъятной Родины, но и в странах ближнего зарубежья. Обращает на себя внимание возрожденная этикетка водки «Экстра» — круглые золотые буквы на белом фоне видны издалека и читаются хорошо. Потребители продукта со стажем даже могут вспомнить, как расшифровывалось надпись мужиками лет 25 тому назад, когда впервые появилась такая водка: «Эх, Как Стало Трудно Русскому Алкоголику!».
Несколько этикеток водок на «звериную» тему: «Большая медведица», «Зимняя охота», еще одна «Охота»... На этикетке водки «Генерал-губернатор» изображен двуглавый орел — символ государственной власти. И медведь, и орел дают ощущение силы и уверенности в надежности и, стало быть, высоком качестве продукции, а рекомендация: «Кончил дело — г у л я й смело» воспринимается как руководство к действию. На других водочных этикетках пока нет подобных советов, потому русский народный «слоган» звучит особенно остро. Можно было бы, конечно, дать на разных этикетках иные советы, например: Пей, да дело разумей», «Пей не за рулем, а за столом», «Кто пьян, да умен, два уменья в нем». Однотонная этикетка водки с заманчивым и совсем не водочным названием «Серебряное утро» проигрывает от того, что сера по колориту. А ведь как можно было бы преподнести это название на фоне яркого восходящего солнца! Но… рассвет потерялся и потух.Иногда появляются забавные надписи на контрэтикетках, например: «И в радости, и в печали — мы всегда с Вами».
Доброе слово согревает душу не хуже чем содержимое бутылки. Прекрасное название водки «Чарка» так нравится производителям и потребителям, что от чрезмерного повторения навязло в зубах и перестало звать на застолье. Водка «Гжелия» с зимним сельским пейзажем, выполненным синим цветом, во-первых, по названию напоминает двоюродную сестру, прославленную москвичку «Гжелку», и позволяет понежиться в лучах ее высокого качества, а, во-вторых, подчеркивает своевременность приобретения этого продукта: ведь «стало холодать», на этикетке-то зима!
Удачная, с нашей точки зрения, серия хорошо прорисованных этикеток водки «Астория» (лимонной, клюквенной, классической особой и традиционной) изображает мужчин и женщин в костюмах и платьях начала прошлого века. Название санкт-петербургской гостиницы, возможно, известно не всем, а на контрэтикетке никакого объяснения по этому поводу, к сожалению, нет.
Водка «40 карат», «Диамант», «Необъятная Россия». Названия оригинальные, а вот сами этикетки оставляют желать лучшего: только число 40 выделяется на первой этикетке, две другие ни чем не примечательны и не запоминаются. А ведь как выигрышно можно было бы показать хотя бы лесные дали на цветной тикетке «Необъятной России»! Водка «Трудовая». Название хорошее, а вот портрет полноватого чиновника в костюме с галстуком на фоне загадочных металлоконструкций вызывает недоумение; не похож он на «трудовика».
На этикетке «огненной воды» «Леший» почему-то изображен не старик-лесовик, а франт в цилиндре с тросточкой и сигаретой в зубах. Но название, конечно, интригует. Водка «Демон» — тем более. Хорошо бы, конечно, дать на контрэтикетке какое-нибудь интересное объяснение этим названиям. Имена «продукта» встречаются разные, но почти никогда — церковные. Тем более необычно название стандартной сорокоградусной водки «Яблочный Спас». Приятное чувство ностальгии вызывают этикетки водок «Столичная», «Московская», «Пшеничная» с гербом СССР. Многие потребители «продукта повседневного спроса» (когда-то были на селе продовольственные магазины с таким названием, где продавалась и водка) возрадовались демократическим постсоветским переменам в России последних лет, но есть и такие, которые остались жить (духовно, конечно) в Советском Союзе. Вот именно на них и ориентировались художники, изображая на водочных этикетках советский герб.
Все годится для названия водки – в том числе и названия городов, районов, улиц, были бы только они не избиты и привлекательны, например: «Куоккала», «Охта», «Сретенка», «Ленивка», «Белокаменная». Жаль только, что на контрэтикетках не рассказывается о происхождении этих названий, а ведь совсем легко написать: Ленивка — короткая улочка в центре Москвы недалеко от храма Христа Спасителя; Охта — район Санкт-Петербурга, а Белокаменная не только Москва, но и станция на Московской дороге, расположенная в национальном парке «Лосиный остров». Вот еще оригинальные названия водок: «Товарищ!» (именно так, с восклицательным знаком), «Ретро». А вот в рифму к названию «Кукуй» так и просится какой-нибудь нравственно невыдержанный народный стишок.
В лицах
Можно спорить, что привлекательнее для покупателя: многоцветные этикетки обычного стандартного формата 110 х 80 мм или самоклейки на прозрачной снове вольного размера? Современная полиграфия позволяет выполнить и те, и другие наклейки на высоком уровне, но все-таки к цвету и сюжету этикетки желательно добавить хотя бы изюминку, а лучше бриллиант слова, который западает и в глаз, и в душу. Вот хорошие, добрые названия с красивых этикеток: «Царский гость», «Царский лекарь», «Крещенская».
На сделанной в виде зубца кремлевской стены этикетке водки «Политбюро» внизу мелкими буквами напечатано: «Отпуск разрешен только по специальному разрешению и (особенно хороша в этом «бриллианте» буква «И») людям, внесенным в список спецотдела заказов». После этого сообщения так и рвется из груди крик: «Сталин — наш рулевой!». Тем не менее, водка и привлекает, и надолго запоминается. «Горилка» с портретом Владимира Винокура («С лимончиком», «Беленькая» и «ЗапЕвай»), безусловно, может привлечь покупателя одним лишь изображением любимого артиста. На некоторых этикетках можно видеть портрет г-на Жириновского — летом в фуражке, зимой в меховой шапке и шубе и всегда с серьезным лицом государственного мужа. В левом верхнем углу этикетки фраза, которую приписывают Жириновскому: «Водка для настоящих мужчин, которые знают, что хотят ОДНОЗНАЧНО».
Кто сказал, что водку нельзя использовать в предвыборной борьбе? Выпустили же «Старорусскую водку» с портретом Путина, на контрэтикетке которой было написано: «Путин —наш Президент!».
Настоящая водка
Дошли мы, наконец, до «Настоящей водки». На ней так и написано — «Настоящая» по диагонали снизу вверх на белом фоне. Придется подумать об этом, господа покупатели: как не попробовать «Настоящую водку»? Водка «Наградная». Ну, награда емкостью 3 л— еще понятно, но какая награда может поместиться в объеме бутылки 0,5 л? Похоже, что уж не награда это, а издевка.
«За тех, кто в море» — водка особая, т. к. у моряков это первый тост. Правда, еще добавляют: «… на вахте и на гауптвахте». В «производстве» названий все идет в дело, буквально все, например: «По 5 капель», «На посошок», «Будем!» и так до бесконечности. Неожиданное и потому привлекательное название — «Титаник-2». Но не значит оно, что принявшие содержимое этой бутылки «на грудь» утонут, как знаменитый корабль? Или в бутылке так же много воды,
как налилось при погружении в его трюмы? «Русские красавицы», такие «Желанные»,—могут ли они не привлечь, не понравиться! Ведь трудно устоять, перед «Русской Венерой» Бориса Кустодиева.
Удачная этикетка горькой настойки «Монтигомо»: во-первых, привлекает не очень знакомое, но засевшее с детских лет сочетание слов «Монтигомо — Ястребиный Коготь». Что-то от индейцев Америки…И действительно, на картинке—на фоне огромного шара восходящего солнца сильная птица с большим размахом крыльев. Скромный геометрический орнамент вдоль вертикальных обрезов этикетки, два пера из индейского украшения, крупные буквы названия горькой настойки и —главное — большой красный круг — все, что может выделиться на магазинной полке.
Разумеется, в Сергиевом Посаде выпускаются водки с многоглавыми церквами на этикетке. (Жаль только, что не указаны названия этих храмов.) Но и тут, среди православных святынь на бутылках вдруг встречается «Непростая водка», над названием которой на дуге выведено «Утро без похмелья», а контрэтикетка разъясняет: «Водка “Непростая” позволяет получить всю гамму приятных ощущений от употребления алкоголя, сохранив при этом реальное восприятие действительности. Основной особенностью водки “Непростая” является практическое отсутствие неприятных, тягостных утренних последствий, возможность сохранить хорошее самочувствие, эмоциональный тонус, быстро восстановить работоспособность». Чем достигаются такие «уникальные» качества на микроскопической контрэтикетке, к сожалению, не указано.
Ни в одной газетной или журнальной статье о водке никогда не возникал такой вопрос: а этично ли хоть с обывательской, хоть с православной точки зрения, изображение наших церквей на бутылке с «огненной водой»? «Белая королева» — вполне подходящее название водки, преподнесено в виде женщины в экзотическом (правда, не очень русском) наряде на фоне снежной зимы. Она то в одной одежде, то в другой, напоминает злую королеву, которая живет в сказке Андерсена о Кае и Герде, то является и в третьем обличии — на шахматной доске. А еще «Белой королевой» названа водка, посвященная Международному чемпионату по хоккею с шайбой — он же проводится на льду!
Темы
По-прежнему на этикетках используются российские государственные символы: и трехцветное знамя, и двуглавый, хоть и стилизованный (без корон, державы и скипетра) орел. Гораздо удобнее и привлекательнее, как нам кажется, использовать русское гулянье на Рождество, на Масленицу, застолье в питейном доме или бытовую сцену, когда (очевидно, после принятия некоторого количества горячительного напитка) гость уж тянется погладить незамужнюю дочь хозяев ниже спины, а она руку его отводит.
Серия водок «Во славу русского оружия» с яркими красочными этикетками вполне может привлечь покупателя, ведь все мы — солдаты, которые отслужили, или служат, или будут служить. Развитие полиграфической и стекольной промышленности позволило создавать и этикетки, и бутылки любых видов. Одна из фирм «под особым контролем качества» выпустила в оригинальных конусообразных 0,5 и 0,25 л бутылках водку «Столичный доктор», на этикетке которой, сделанной в виде треугольного рецепта начала прошлого века, написано «Принимать как эликсир не каждый день вместе с трапезой». А на обратной внутренней стороне контрэтикетки есть текст, читаемый лишь сквозь прозрачное бутылочное стекло: «Отменная водочка» — так в XIX веке характеризовался качественный национальный напиток.
Мы живем в XXI веке и являемся наследниками российских традиций застолья и гостеприимства. Попробовав нашу водку, Вы испытаете незабываемое печатление, окунувшись в атмосферу “золотого века” русского винокурения. Наша бутылка традиционной формы создает за Вашим праздничным столом настроение, лишенное суеты, “как в старые добрые времена”».
Среди относительно новых разноразмерных этикеток упомянем водку «Корн», «Столица» и «Оружейная». Можно предположить, что сдержанная красочность этикеток при необычной их форме будет замечена покупателями и принесет популярность этому продукту при условии высокого качества содержимого. В последнее время появилась «Ее величество водка» — белая этикетка с тремя серебряными двуглавыми орлами. Следует отметить, что текст, который до сего времени располагался на контрэтикетке, вынесен на «фасад» бутылки, а написано тут, что «в середине XVIII века Императрица Всея Руси Екатерина II в знак дружбы и уважения преподносила в подарок заморским гостям бутылку напитка высшего порядка и особых привилегий— русскую водку. Быть удостоенным такого жеста означало милость Императрицы». Каждый «специалист», нам кажется, не преминет попробовать «национальный продукт» после такой рекомендации.
«Шедевр»
Наконец мы приблизились к «шедевру» в ряду водочных этикеток — к «лейблу» водки «Экстра» шириной 140 мм, длиной 295 мм, т. е. для наклейки по всему периметру почти литровой бутылки. Изображенное на этой ленте не имеет прецедентов: тут показан прогресс в шесть ступеней от обезьяны к современному молодому человеку! После того, как приобретена бутылка, он снова (молодой человек), но уж только в четыре ступени превращается в обезьяну! И это этикетка водки! Конечно, нашего русского потребителя такой агитацией за трезвую жизнь не прошибешь: стрессы следуют один за другим. И все-таки эта этикетка — уникальное явление. Только было бы, пожалуй, лучше, если выделить бутылку в руках у современного парня в центре экспозиции для наглядности красным цветом, но — художник-дизайнер, автор этой группы из 10 млекопитающих, имеет право на свое собственное видение этой не этикетки, а исторического процесса, рассказанного очень ясно и понятно.
Кто бы мог подумать, что в сфере производства картинок для спиртосодержащих жидкостей могут быть такие великолепные изображения! Ничто не может сравниться с лентой водки «Экстра», но на фоне других этикеток размером 110 х 80 мм выделяется наклейка водки «Поехали!»с портретом Юрия Гагарина.
Выпил — и полетел!
Путеводитель
Хотелось бы отметить интересную проработку этикетов водок «Одинцовская», «Голицынская», «Звенигородская» и «Успенская». Все они обязаны названиями населенным пунктам западнее Москвы. На всех четырех изображены архитектурные памятники Одинцовского района, о чем написано на дуговой рамке вокруг картинок: «Контора кирпичного завода В. Н. Якунчикова в Одинцове», «Дворец князей Голицыных в Вяземах», «Звонница Саввино-Сторожевского монастыря» и «Замок промышленника Морозова С. Г. в Успенском». Будете в Одинцовском районе —не потеряетесь.
Ярослав Бокарев
2004 #5
|