Молчаливый продавец
Summary:
Важным элементом, к которому апеллирует дизайнер, работая над созданием упаковки – шрифт. Помимо того, что шрифт – непосредственный носитель вербальной информации, он обладает также информацией невербальной, т.е. воздействует визуально и является графическим элементом. На какие три группы делятся шрифты? И по какому принципу?
Упаковку делает информация. Дизайнер, работая над созданием упаковки, апеллирует (трем основным элементам: шрифту, изображению и цвету. Сегодня мы поговорим о шрифте. Помимо того, что шрифт — непосредственный носитель вербальной информации, он обладает также информацией невербальной, т. е. воздействует визуально и является графическим элементом.
Казалось бы, текст сообщает нам сухие факты из жизни продуктов, но как виртуозно это иногда происходит! Упаковка — своего рода энциклопеия продукта. В отличие от продавца, не всегда располагающего подробной информацией, она всегда сообщит покупателю, например, сколько калорий содержат, консервированные персики, объяснит, насколько он будет счастлив, приобретя именно этот продукт. Взяв в руки любую коробку и взглянув на этикетку, покупатель словно открывает книгу. Делаем вывод: одна из важнейших характеристик упаковки — ее информативность. О профессионально выполненной упаковке можно говорить только в том случае, когда потребитель, не пробуя самого продукта, узнает его основные характеристики. История подтверждает этот факт: первой упаковкой считаются емкости, на которых появились опознавательные знаки в виде клейм производителя или названия содержащегося в них продукта.
Шрифт может подчеркивать информативный ряд упаковки, а может и разрушать его. В этом случае мы говорим о таких характеристиках шрифта, как способы его начертания, размер и пропорциональность (соотношение с другими графическими элементами), цвет, ритм букв, слов, фраз.
Шрифтовые примеры
По сфере применения шрифт можно разделить на 3 группы: для пищевой, непищевой и фармацевтической упаковки. Выделение фармацевтической упаковки в отдельную группу предопределяется ее особенностями: она содержит специфическую маркетинговую информацию, рассчитанную не только на потребителя, но и на врача, который в данном случае является своеобразным посредником между товаром и покупателем.
Рассмотрим в качестве примера упаковку «Но-шпы». В отличие от пищевой или непищевой упаковки, где часто работа с логотипом направлена на оригинальность, здесь используется антиквенный классический шрифт. Сочетание очень тонких и очень толстых засечек придает упаковке традиционный вид, у покупателя возникают знакомые ассоциации. Само название лекарства «Но-шпа» выступает, становясь в восприятии покупателей брендом.
Необходимо отметить, что понятие «бренд» в фармацевтике в целом весьма относительно: фантазия дизайнера здесь ограничена тем, что информация должна быть прежде всего удобной для прочтения.
Для примера пищевой упаковки рассмотрим конфеты «А. Коркунов». Здесь в качестве дизайнерского приема используется фон из шрифтов разных начертаний. Непосредственной вербальной информации фон не несет, он передает информацию визуальную и работает в качестве изображения. Конфеты эти дорогие. И соответственно здесь используется изысканный акцидентный шрифт (с небольшими модификациями, которые разрабатывались отдельно, как, например, курсив с элементами антиквенного шрифта).
Необходимо помнить, что упаковка — объемная трехмерная вещь. Необыкновенно важно взаимоотношение шрифта с остальными элементами упаковки и его расположение. Так на коробке «А. Коркунов» буква «К» пропечатана на всех сторонах, что подчеркивает и выделяет бренд.
Из разряда непищевой упаковки мы решили рассмотреть оформление тюбика зубной пасты «Акварелле». Использован стандартный рубленый шрифт, который довольно часто применяется в непищевой упаковке, особенно что касается маркетинговой информации (госстандарт, срок хранения, штрихкод). Рубленый шрифт чаще всего используется для рабочей (маркетинговой) информации, различных степеней защиты (шрихкод, акцизные марки), рекламной информации (слоганы, девизы) и т. д.
Шрифт должен соответствовать товару. Например, какая-нибудь изящная дамская вещь не может одеваться в упаковку с грубым рубленым шрифтом. Хотя нужно учитывать, что сейчас набирает обороты стиль постмодерн с акцентом на контраст. Но и здесь художник не должен ошибиться: найти тонкую грань дозволенного, почувствовать нюансы.
Советское наследство
Русский стиль постепенно уступает место иному направлению — постмодернизму. Однако сейчас, пока он все еще популярен, бедность и неумелое использование начертания русских символов и орнамента в упаковке не может не огорчать. Часто можно встретить надписи наподобие «кафе» или «домино» кириллицей. Понятно, что заняться исследованием рукописи, воссозданием стиля определенной эпохи дизайнерам недосуг, но историю письма нужно знать. С проникновением в нашу жизнь компьютерной техники это тем более полезно, поскольку, имея обыкновение выбирать из огромного числа гарнитур и не зная основ письменности, мы рискуем затеряться в вихре чужеродных образов. К сожалению, сейчас приходится часто наблюдать бездумное использование декоративных шрифтов. Иной раз эклектика достигает абсурдных масштабов. На одной упаковке собирается до четырех шрифтов. В результате в глазах потребителя упаковка перестает восприниматься как целостная и гармоничная. Ассоциативный механизм срабатывает, но в обратную сторону.
Для начала попробуем оглянуться назад и вспомнить шрифты, которые разрабатывались в Советском Союзе. Ведь мало кто знает, что они продолжают активно использоваться в современном упаковочном дизайне. Гарнитуру «Агат» художник Костылев создавал еще в 1967 году. Неконтрастный, узкий, полужирный шрифт с едва заметными расширениями на концах штрихов, имеет только прописные буквы для прямого и наклонного начертания; удобен в использовании для нанесения маркетинговой информации на упаковке.
Наибольшей популярностью сейчас пользуется «Акцидентная телингатера», разработанная художником С. Телингатером в 1959 году: очень светлый шрифт со сложным моделированием разноширинных букв на основе письма ширококонечным инструментом. Существует только его прямое, светлое начертание, и предназначен он для акцидентного (т. е. для разных нестандартных надписей; дословно — для случайного, нестандартного) набора.
«Бажановскую» гарнитуру иногда используют для брендов. Разработал ее М. Ровенский в 1955 году на основе рисунков Д. Бажанова. Умеренно-контрастный шрифт с характерным рисунком, засечки с прогибом, точко- и лыжевидные окончания, пламевидные штрихи предназначались для титульных элементов (книг и брошюр) и набора заголовков.
Шрифт «Байконур» хорош в оригинально-моделированных упаковках. Что уж навряд ли предполагал создатель шрифта
Г. Банникова, — ведь в 1960 году (дата появления этой гарнитуры) использовать этот контрастный шрифт, характерный признак которого — бочкообразные средние части шрихов — энтазис, планировалось для набора художественной литературы и изданий по искусству.
Гарнитура «Балтика» тоже очень популярна. Ее разработал коллектив авторов НИИ Полиграфмаш в 1952 году. Малоконтрастный шрифт с засечками в виде прямоугольных брусочков, без скруглений в углах был выполнен по мотивам латинского алфавита «антиквы кандида» Я. Эрбара. Это сложно моделированный, умеренно контрастный шрифт, имеющий характерные графические признаки русского гражданского письма XVIII века. Обилие каплевидных наплывов в овальных элементах букв придает ему динамический характер.
Дгит-PR
Помимо шрифтов, в наследстве от советской эпохи дизайнеры получили принципы агитационного плаката. В пособиях, которые выпускались в помощь художникам, создающим агитационные плакаты, четко указывались требования, которые используются и ныне и, наверное, будут использоваться всегда. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм шрифтов, органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта, зависимость рисунка букв от техники их исполнения, ритм, цветовая гармония, стилевое единство шрифтов в упаковке, смысловая акцентировка в шрифтовой композиции, целостность, композиционная слаженность всего построения — вот перечень основных постулатов воздействия «агитки» на массовое советское сознание. Согласитесь, очень актуально и в «пиаровском» использовании.
Итак, шрифт на упаковке должен быть ясным и легкочитаемым, активно и быстро действовать на сознание. Шрифтовая композиция не терпит многословия. Человеческий глаз способен воспринимать одновременно группу букв или даже слов.
Четкость изображения определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона. Существуют усредненные показатели сочетании основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем для дневного освещения. Легче всего воспринимается черный шрифт на желтом фоне, дальше по мере убывания: зеленый — на белом, красный — на белом, синий — на белом, белый — на синем, черный — на белом, желтый — на черном, белый — на красном, белый — на зеленом, белый — на черном, красный — на желтом, зеленый — на красном, красный — на зеленом. Не рекомендуются следующие сочетания спектральных цветов: синего с зеленым, синего с желтым, красного с зеленым.
На четкость и удобочитаемость влияют тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры шрифта, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная или зеркальная), расстояние его нанесения. Удобочитаемость — общая оценка пригодности шрифта.
Говоря о простоте графических форм букв, следует помнить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они не будут легкочитаемыми. Только те формы могут соответствовать первому условию удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, т. е. с максимальным различием в графике букв. Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов. В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспокойство. В длинных текстах контраст штрихов утомляет зрение, в коротких — напротив, может повышать удобочитаемость. На удобочитаемость оказывает влияние также характер засечек и концевых элементов шрифта, наклон букв (желателен наклон не более 75-80° к линии строки), композиция, текстовая нагруженность, изобразительные элементы плаката, степень освещенности и даже окружение.
Что же касается стилевого единства шрифтов, то художник вправе использовать различные их типы в целях усиления акцентов, смыслового отличия, разнообразия решений, декоративности, а также и зависимости от темы. Но нужно знать меру. Некоторые упаковки похожи на пособия — количество использованных гарнитур утомляет и удивляет своей избыточностью.
Федор Зборовский
Тина Устинова
2000 #5
|