![]() | ||
![]() | ||
![]() | ||
На грани парадоксаSummary: Рекламная полиграфия – маленький, но очень «вкусный» кусочек огромного полиграфического пирога России. Вашему вниманию предоставляется рассмотрение всех сторон тройственного союза под названием «реклама-упаковка-полиграфия» со слов начальника отдела полиграфии компании Euro Press Group.
Рекламная полиграфия — лишь маленький кусочек огромного полиграфического пирога России. Она состоит из тех же компонентов, но отличается своим особым вкусом. Попробовав небольшую часть, признаюсь откровенно — очень понравилось. Делюсь с вами, как поделился со мной автор сего блюда — Дмитрий Галаджий, начальник отдела полиграфии компании Euro Press Group. Наш разговор затронул все стороны тройственного союза под названием «реклама - упаковка - полиграфия». Плавно перетекая друг в друга, они не только формируют бизнес, но и влияют на нашу с вами жизнь.
Насколько тесна связь между этими двигателями продукта, и какой из двигателей играет решающую роль, мы попытались выяснить.
PG: Дмитрий, как Вы считаете, насколько эффективна реклама в современных российских условиях?
Д.Г.: Нынешняя успешность рекламы во многом зависит от качества социологических исследований, рассчитывающих ее эффективность. Если бы такая методология, хотя бы с 90%-ной погрешностью, существовала, работа была бы гораздо проще. Сейчас же при разработке рекламы мы вынуждены ссылаться на западный опыт, поскольку отечественного практически нет. Есть только предположения по эффективности, методология аналитики (успешно — неуспешно).
PG: Как же вы работаете? По накатанному пути?
Д.Г.: Скорее нет. И товаропроизводитель, и рекламодатель работают вслепую. Естественно, учимся — и на своих, и на чужих «проколах». Наблюдаются парадоксальные вещи: то, что у них — ошибка, у нас — эффективная кампания. И наоборот. Причина этого — в кардинальном различии ментальности. Если бельгиец или, например, немец получают примерно $ 5 тыс. в месяц, то живут на три. В России же человек получает $ 300, а живет на все $ 500. Соответственно этому и происходит работа с социумом. Если в российских условиях допустить соответствие рекламного образа реальному, то есть общение с аудиторией «на равных», то, скорее всего, рекламная компания провалится. Россиянин хочет видеть себя в будущем: если я сегодня куплю этот товар, то завтра буду иметь четыре «Мерседеса». Бюргер же пытается страховаться, опасаясь непредвиденных обстоятельств завтрашнего дня, и поэтому работает другая логика: полжизни мы работаем на имя, полжизни имя работает на нас. Ментальность русского — в мечте и удаче, ментальность европейца — в прагматизме. Необходимо учитывать это отличие.
Вот простейший пример различий наших рекламных рынков. В 60-х годах компания Rothmans провела эксперимент в одном американском штате: являясь там фактической владелицей 70% рынка табака, она полностью прекратила рекламировать свой товар. Уровень продаж Rothmans упал мгновенно. И по сей день доля рынка компании в этом штате составляет 1,5-2%. Ниша тут же была занята другими компаниями. В России таких проблем нет. Ушел с рынка — вернулся: полная свобода.
PG: Что же такое российская реклама?
Д.Г.: Начнем с того, кто такой рекламист. Это человек, который имеет специальное образование и стаж работы. Сейчас в наших вузах готовят специалистов по рекламе, инженеров-рекламистов. Но откуда возьмутся профессионалы, если нет учителей? Ответ банален: учитель — опыт. Нормальная торговля появилась в России вместе со становлением рынка как такового. Последний характеризовался крайне низким уровнем конкуренции. В условиях товарного дефицита вся импортная продукция поглощалась сумасшедшими объемами. В результате отсутствия конкурентной борьбы постепенно стало разрушаться отечественное производство. Товар made in USSR практически не пользовался спросом из-за низкого качества. Количество реальных денег в государственной казне стремилось к нулю. В 1993-1994 гг. пришло осознание необходимости отечественного продукта, появились первые отечественные производители: акционированные государственные предприятия, частники. Естественно, они стремились выпускать товар, максимально приближенный по качеству к западным аналогам. Но к западной продукции мы привыкли, а отечественная изначально воспринималась как некачественная. Поэтому реально наш производитель вышел на рекламный рынок лишь в 1998 году после кризиса: освободились ниши, занятые иностранцами. На этом этапе появилась необходимость вкладывать деньги в рекламу.
Реклама — наиболее разумные инвестиции в самого себя. Их необходимость и объем нужно четко продумать. Если потенциальный рост компании ограничен, то вложения в рекламу не прибыльны и даже бессмысленны. Если же, начав рекламную компанию, Вы, жалея деньги, остановитесь на середине, то все предыдущие усилия окажутся напрасными. Спортсмен, не добежавший метр до финиша, бежал зря.
Каждый товаропроизводитель, выходящий сейчас на рынок, понимает, что товар должен быть узнаваемым, а колбаса бывает не только разных сортов, один сорт может выпускаться несколькими предприятиями. Возникла необходимость обособлять бренд. В первую очередь это касается упаковки. Как-то раз в беседе с коллегами мы затронули тему шоколада. Ни для кого не секрет, что самым важным компонентом шоколада является какао-масло. Наша страна в советское время занимала льготные позиции по его приобретению, и поэтому продукт использовался шире, чем можно себе представить. Прекрасное качество советской шоколадной продукции всем известно. В ходе нашего разговора одна девушка заявила, что любит шоколад чешский. Мы сначала удивились, а потом пришли к интересному выводу: сыграло роль детское впечатление от обертки. Ребенку, по сути, все равно, каков процент какао-масла в шоколаде, но если продукт ярко упакован, блестит и шуршит, его хочется купить. Упаковка нашего шоколада была убогой, вместо фольги использовали папиросную бумагу...
PG: Каковы наиболее эффективные инструменты воздействия на потребителя?
Д.Г.: Их очень много. Во-первых, количество контактов. Если человеку постоянно говорить одно и то же, скорей всего, он это запомнит. Он будет злиться, раздражаться, но запоминать, и предела «вдалбливанию» нет. Возникает привыкание. Ведь для того, чтобы человека заставить покупать зубную пасту, сначала его нужно научить чистить зубы. Первые рекламные кампании одной из американских фирм были построены на этом эффекте. Начальный этап: в стране кариес, жуткая болезнь — берегите зубы! Второй: для того, чтобы их беречь, нужно их чистить. Третий ход — ответ на вопрос «чем?»: а вот и мы, и вот наша паста! Кампания сделана. Но люди, поняв, как и чем бороться с кариесом, уже задаются вопросом: почему именно этой пастой? Возникает конкуренция.
Во-вторых, оригинальность подачи. В рекламе пылесосов практически повсеместно присутствует слон. Существо мощное, хобот напоминает шланг — ассоциативный ряд готов. Но вы сейчас не назовете ни одного конкретного ролика и бренда. Все смешалось и уже не оригинально. А когда появился слон в рекламе «Аэрофлота», о ней заговорили, засмеялись. Если люди начинают смеяться над рекламой, сочинять анекдоты, значит, она их «зацепила». Говорят, «плохой PR — тоже PR».
Есть реклама вызывающая. При слове «Спрайт» вы вспомните два ярких рекламных ролика (с девушкой на Красной площади и с велосипедистом), «цепляющих» разные целевые аудитории по сути вызова: женскую и мужскую. Возьмем для примера «тетю Асю» и Comet. Ролики поражают всех своей шизофреничностью, но, тем не менее, придя в магазин, мы покупаем именно рекламируемые продукты. «Намозоленные» глаза воспринимают источник мозоли.
PG: Не это ли называется антирекламой?
Д.Г.: Антирекламы не существует! Реклама — инструмент воздействия и оповещения, и нет разницы, буду я говорить шепотом или громко кричать, буду я ругать или хвалить. Есть реклама лояльная и реклама агрессивная. Не важно, в какую сторону происходит движение, главное, что оно есть.
PG: Почему в таком случае, рекламируя один стиральный порошок, нельзя упоминать о другом?
Д.Г.: В нашем законе о рекламе категорически запрещено упоминать конкурентов в рекламных кампаниях. Но все реклам-
ные ролики Coca-cola и Pepsi построены, как Вам известно, исключительно на этом. Объясню почему. Весь западный рынок — рынок отечественной продукции с примерно равными бюджетными долями каждой участвующей в нем компании. У нас — и отечественной и импортной, причем доля доходов импортных компаний чаще всего намного превышает доходы отечественных производителей. Когда доля импорта на нашем рынке уменьшится и будет составлять хотя бы 20-25%, скорей всего, у нас тоже будет разрешена конкурентная реклама. А если такового не случится, у наших детей просто нет будущего.
Пока мы живем торговлей нефтью, но рынок уже меняется. Почему компания Nestle открывает здесь шоколадные фабрики с российским брендом, материалами и рабочими? Раньше все, что готовилось в McDonald's, было импортным, и поход туда приравнивался к посещению ресторана. Для того чтобы McDonald's не перестали посещать из-за высоких цен, построили систему качественного продукта, чтобы человек доверял отечественному сырью. И американский, и западный рынок построены на взаимных инвестициях, мы придем к тому же.
Есть один нюанс в инструментах воздействия — руки, в которых они находятся. Реклама — тот же молоток: им можно бить в стену, и КПД будет равен нулю, а можно забивать гвоздь. Планирование рекламы — залог ее эффективности. Составляющие
успеха рекламы: нужное время, готовность к восприятию ролика. Если для меня целые сутки крутить ролики о женских гигиенических прокладках, я все равно их не куплю. Если ночью показывать рекламный ряд бренда сигарет, которые я употребляю, я его просто не увижу. Если мне говорить о пользе фруктов, я не обязательно куплю бананы. Это касается и PR, и Below the line.
PG: Что такое Below the line?
Д.Г.: К BTL относятся акции продвижения. PR-creator Вам только обещает качественный продукт, a BTL позволяет попробовать его реально. BTL способствует привыканию к товару. Адресные рассылки — показательный пример BTL. Мы проскочили этот этап, Штаты бурно переживали его лет 30. Суть его в том, что увиденный по TV и понравившийся товар Вам высылают по почте. Попользовавшись им в течение месяца, Вы можете отдать его обратно, если он Вас не устроил. Разумеется, были случаи, когда товар возвращался, но человек привыкает именно к товару и в большинстве случаев оставляет его у себя.
PG: Какое-то время назад в прессе были статьи о том, что Whiskas и Snickers вызывают привыкание. Как это можно объяснить?
Д.Г.: Обыкновенный PR, правда, очень умный и нестандартный. У человека есть одно пагубное свойство — любопытство. А привыкание происходит на уровне головного мозга у каждого индивидуально. Есть люди сопротивляющиеся, а есть поддающиеся влиянию. В этом суть PR вообще и данной акции в частности — вызвать реакцию и правильно ее направить. Лет пять назад было популярно выражение «хороший товар в рекламе не нуждается». Ничего подобного. Нельзя купить то, о чем понятия не имеешь, — наоборот, покупать будут то, о чем знают и что пробовали.
PG: А насколько эффективны рекламные щиты, ведь они не рассчитаны на конкретную аудиторию?
Д.Г.: Напротив, именно на нее они и рассчитаны! Дело в том, что определенная аудитория обитает еще и в определенных районах, следует по определенному маршруту в другие определенные районы. Бедная организация с маленьким оборотом не позволит себе снимать офис на Новом Арбате. Обеспеченная семья не будет покупать квартиру в спальном районе. Есть элитные районы, и совершенно элементарно вычислить по карте маршрут следования с престижной работы в престижный район жительства лиц определенной аудитории. Но такие люди вряд ли будут сами покупать чистящее средство. Скорей всего, это делает домработница. Следовательно, вычисляется и ее маршрут.
PG: Что же такое, на Ваш взгляд, упаковка: реклама продукта, реклама компании, обертка с информацией о содержимом? И что думает по этому поводу наш товаропроизводитель?
Д.Г.: Сейчас уже все осознают необходимость красивой и качественной упаковки. Появляется упаковка индивидуальная. Я склонен думать, что упаковка — особого рода рекламоноситель. Раньше дизайн упаковки зависел только от вкуса заказчика и количества денег. Сейчас, раскручивая новый бренд, товаропроизводитель обычно консультируется с бренд-агентствами, которые проводят специальные исследования целевых аудиторий. Есть определенные категории выбора. Мужчине все равно, сколько калорий в шоколаде, пористый он или прессованный, зато его волнует, фильтрованное ли пиво и сколько в нем градусов.
PG: На семинаре на выставке «Рекламные технологии» Вы упомянули о том, что являетесь врагом дизайнера. Почему?
Д.Г.: Дизайнер — человек творческий, полиграфист — человек технический. И дизайнер, и производитель делают общее дело, а полиграфист им все обрубает: «технически невозможно». И в какой-то момент понимаешь, что дизайнер — такой же работяга. Если хочешь полета мысли — на Арбат. Если думаешь о деньгах и технических возможностях твоего компьютера — за станок, за ремесло. Есть замечательная фраза в книге Виктора Пелевина «Generation P», когда главный герой устраивается на работу креэйтором (create в переводе с английского — творить) в рекламное агентство: «Кем? Творцом что ли? — Нет, творцы нам не нужны, нам нужны креэйторы...».
PG: Какова роль полиграфической рекламы в общем объеме рекламной продукции?
Д.Г. Все, что я буду говорить сейчас — мой личный опыт, и наверняка у меня по-
явятся оппоненты, мнение которых, возможно, будет верным. Вы покупаете за свои деньги упаковку, книги, журналы и газеты, и используете их. За рекламно-полиграфическую продукцию потребитель не платит. Срок жизни этого товара предельно мал: 2 цикла. Первый: Вам дали листовку, второй: Ваша реакция на нее. Либо Вы ее выбрасываете, либо, если она Вас заинтересовала, едете и покупаете то, что там рекламируется. Все. Из двух листовок: цветной и двухцветной, Вы, возможно, оставите первую. Если качество газет Вас особо не интересует, то в рекламной полиграфии единственным инструментом привлечения является качество. Поэтому эта продукция — самая качественная. В рекламной полиграфии самая высокая цена за единицу стоимости. Ее отличает и малый тираж.
Рекламная полиграфия — поводырь всей полиграфической отрасли, ибо она стремится к идеалу. Именно для полиграфической рекламы придумали, например, золотое тиснение. Дорогие технологии, использующиеся в ней (объем РП от всей отрасли — 12%, а затраты порядка 50-60%), постепенно дешевеют и проникают в другие сферы полиграфии.
Я прогнозирую, что компании, занимающиеся индивидуальной упаковкой, в будущем рухнут как дом с развалившимся фундаментом. Ведь чем больше последовательностей в цепи, тем дороже упаковка. Если объемы выпуска Вашей продукции невелики, свое упаковочное производство налаживать накладно. Если объемы огромны, гораздо выгоднее иметь свою упаковочную линию. Как Вы думаете, почему в рекламе некоторых товаров, «Делми», например, сейчас объявлена скидка на 15%? Своя упаковочная линия. Типографии, накупившие массу упаковочных линий, останутся без заказов, ведь так или иначе мы все зарабатываем на потребностях друг друга...
Светлана Фомина
| ||
![]() | ||
|
||
![]() |