Десять «стеклянных» процентов


Summary:
Только 10% косметической продукции в мире упаковывается в стекло. Но в отличие от косметики парфюмерия нуждается только в стекле – так что спрос на него постоянно растет. Однако российская промышленность удовлетворяет лишь 40% отечественной потребности в парфюмерно-косметической стеклотаре. При этом качество сильно отстаёт от мировых стандартов. Каковы перспективы?

Только 10% косметичес­кой продукции в мире упаковывается в стекло. Но в отличие от космети­ки парфюмерия нужда­ется только в стекле. В последнее время наме­тилась общемировая тенденция (и Россия здесь не исключение) роста спроса на данный вид упаковки. Однако российская промыш­ленность удовлет­воряет лишь 40% отечественной потребности в парфюмерно-косметической стек­лотаре. При этом качество сильно отстает от мировых стандартов.
Краткая историческая справка
К началу   1917 года  в  России действовало 234 стекольных завода, 15 из них изготавлива­ли флаконы для парфюмерии. В то время на всю Россию были известны имена Ивана Ритинга, бра­тьев Грибковых, Глинского. Количество выпускаемой тогда продукции впечатля­ло. Одна только парфюмерная фабрика
Генриха Брокара (сегодня «Новая Заря»), к примеру, изготовила в 1914 году более 7 млн. флаконов духов и одеколона. Око­ло десяти более или менее крупных пред­принимателей занимались производством парфюмерии и косметики. В конце XIX в. российское парфюмерное товарищество Альфонса Ралле и Ко (сегодня КО «Свобо­да») выпускало более 160 наименований ду­хов. А в начале XX века ассортимент фаб­рики Адольфа Сиу (сегодня кондитерская фабрика «Большевик») включал 120 видов духов и 30-40 наименований одеколонов. Производство косметики в те времена ограничивалось декоративной продукцией: пудра, помада, румяна. Но и здесь были приятные исключения. Так, один из наибо­лее известных фабрикантов A.M. Остроу­мов создает в конце XIX века крем «Мета­морфоза», продававшийся в течение 30 лет. Еще в 20-е годы его можно было встретить на прилавках московских магазинов.
При отсутствии конкуренции в советс­кую эпоху производство парфюмерного стекла постепенно и неуклонно уменьша­лось.
Стекло сегодня
Сегодня из 40 заводов, производивших в СССР стекло для парфюмерной продук­ции, продолжают этим заниматься едини­цы: Московский хрустальный завод, Мос­ковский областной стекольный, «Красный факел» (г. Сергиев Посад), «Клинстеклотара» (г. Клин). Качество изготавливаемо­го на них стекла не соответствует пока мировым стандартам. Причина кроется в отсутствии современного оборудования и исходных материалов. В России до сих пор работают в основном полуавтоматы, что лишает продукцию столь важной сей­час декоративности, например, сведен до минимума такой эффективный прием, как матирование.
Несмотря на всевозрастающий спрос со стороны отечественных производителей парфюмерно-косметической продукции, си­туация не меняется. Прогресс тормозится двумя обстоятельствами. Небольшие тира­жи делают заказы нерентабельными. Высо­кая же стоимость технического оснащения окупается не сразу. Поэтому более перс­пективным для производителей стеклота­ры является изготовление упаковки для алкогольной продукции.
Отечественным парфюмерно-косметическим компаниям приходится пользовать­ся импортом, либо переплачивая за каче­ственную европейскую упаковку, либо ис­пользуя импортный ширпотреб «контей­нерной отгрузки» по цене 3 цента за едини­цу продукции. И это при том, что в сред­нем стекло, произведенное в России, в 2-3 раза дешевле западных аналогов!
Ассортимент импортной продукции ши­рок: от самого дешевого ширпотреба до мирового авторитета в этой области — Saint-Gobain, предлагающего одних только стандартных флаконов несколько десятков. Немецкие, итальянские, польские, китайс­кие компании поставляют на наш рынок добротные типовые модели.
Стремительный рост российского парфюмерно-косметического рынка (20% в прошлом году против 6% в Западной Европе) обостряет конкуренцию между российскими компаниями с одной стороны, а также между российскими и зарубежными — с другой. Ассортимент расширяется за счет более дорогой продукции.
Разочарование и оптимизм
«Наша компания на российском рынке чуть больше двух лет, — говорит дирек­тор московского представительства гонкконгской фирмы Trasnspacking Group Ан­дрей Прозуменщиков. — Все это время ситуация оставляет желать лучшего: ми­нимальные тиражи, считанные единицы серьезных контрактов. Самой ходовой по­зицией оказался... флакончик под лак для ногтей. Во многом, конечно, виноват кри­зис, с которым совпал наш приход в Рос­сию. Теперь, когда рынок вернулся к до­кризисному уровню, мы чувствуем, что-то изменится к лучшему».
Российская компания «Клинстеклотара» из подмосковного Клина планирует до кон­ца года запустить линию по выпуску фла­конов объемом от 16 до 270 мл. Производ­ство оснащено восьмисекционными двухкапельными автоматами с электронным уп­равлением фирмы «Склострой» (Чехия), а также современной автоматикой, разрабо­танной и установленной ГИС (г. Гусь-Хрустальный). Новые линии рассчитаны на вы­пуск 120-130 млн. шт. изделий в год. «Наше изучение российского рынка и со­трудничество с отечественными парфюмер­ными компаниями «Аромат» (г. Казань), «Гелен» и «Новая Заря» (г. Москва), «Ка­лина» (г. Екатеринбург), — говорит дирек­тор по маркетингу Виктор Дроков, — по­буждает нас постоянно расширять ассорти­мент и увеличивать количество выпускае­мой продукции».
Давайте поспорим, или тенденции в косметической упаковке
Стремительный рост российского парфюмерно-косметического рынка (20% в прошлом году против 6% в Западной Ев­ропе) обостряет конкуренцию между рос­сийскими компаниями с одной стороны, а также между российскими и зарубежны­ми — с другой. Этому способствует так­же и послекризисное восстановление рынка. Ассортимент расширяется за счет более дорогой продукции. Кроме того, стекло по-прежнему остается самым гиги­еничным материалом.
За последние два года целый ряд россий­ских компаний выпустил фирменные кос­метические линии в стеклянной упаковке: концерн «Калина» — «Серебряная линия», «Золотая линия», компания «Ризамед» — подарочный вариант крема «Элита» (побе­дитель конкурса на лучшую отечественную упаковку 2000 года), несколько продуктов от Lacrima professional line от КЦ «Низар». Наконец, дебют прошлого года — компа­ния «Лаборатория косметики «Аркадия» с одноименной линией из 15 препаратов. По­добная активность позволяет говорить о появлении соответствующей тенденции.
Конкурировать с мировыми парфюмер­ными марками российским компаниям весьма проблематично. А вот в области кос­метики в чем-то можно поспорить на рав­ных. Это касается и дизайна упаковки, и качества самого продукта. Возможно, что причина — в исторической наследственно­сти. Ведь еще в 1910 году известный в Рос­сии производитель парфюмерии и космети­ки A.M. Остроумов основал Институт вра­чебной косметики.
Незабытое старое, или тенденции в парфюмерной упаковке
Российская парфюмерия живет. «Новая заря» продолжает радовать своими новин­ками. Восстанавливаются старые марки: «Красная Москва», «Кремль», «Кармен». Здесь же налажен выпуск детской парфю­мерии в забавных флакончиках-зверюш­ках: слоники, мишки.
«Одной из примечательных тенденций последнего времени, — говорит Владислав Темпан, менеджер по маркетингу ком­пании Saint-Gobain, — является появление российских дорогих персонализированных брендов. Один из хороших примеров — продукция концерна «Калина». Нам лест­но принимать участие в таком престижном проекте, как «Лучший аромат года», прово­димом этой компанией. Над разработкой аромата года работают лучшие парфюмеры мира, в его утверждении принимает учас­тие авторитетное жюри. Естественно, что флакон для такой парфюмерии должен со­ответствовать самым высоким требовани­ям». В числе прочих компания Saint-Gobain сотрудничает с другим лидером российско­го парфюмерно-косметического рынка — с «Новой зарей». По словам г-на Темпана, для своей парфюмерии «Новая заря» зака­зывает декорированные флаконы, придаю­щие продукции привлекательность и рес­пектабельность. «А мы со своей стороны можем продемонстрировать художествен­ное многообразие фирменного ассортимен­та», — говорит он.
Парадоксальная особенность националь­ного производства: лидеры, как правило, используют типовые модели, в то время как малоизвестные, зачастую непрофильные компании выпускают свою парфюмерию в нетрадиционной упаковке. Для этого заку­пается готовая парфюмерная композиция, выдумывается броское иноязычное назва­ние, а изготовление флаконов заказывает­ся по эксклюзивному проекту известным зарубежным предприятиям!
Косметика и парфюмерия в ассортименте
Широко распространены так называемые пробники — ампулы по 2-3 мл, флакон­чики по 5-9 мл, банки и флаконы по 30-50мл, флаконы по 100-150 мл. В миро­вой практике используется прозрачное бесцветное и цветное, матовое белое и цветное, молочно-белое «оникс», а также кобальтовое (синее) стекло. «Опыт пока­зывает, — говорит начальник отдела упа­ковки и упаковочных материалов компа­нии OWK Валентин Латышев, — что наи­большим спросом в мире пользуется «оникс». А вот в России совсем без вни­мания остался «кобальт». За последние пять лет, по словам г-на Латышева, никто из отечественных компаний не заказывал данный вид продукции. Хотя повсюду в мире знаменитые марки (например, Issima от Guerlain используют именно его. Шведская Oriflame выбрала кобаль­товый цвет для свой последней коллекции декоративной косметики.
При использовании стеклоупаковки для косметической продукции (прежде всего это относится к косметике для ежедневно­го ухода) надо помнить следующее. Такая упаковка для косметики автоматически относит продукт к более высокой ценовой категории. А значит, требуются характер­ные элементы оформления. Во-первых, ка­чественная вторичная упаковка с исполь­зованием, например, микрогофры. Во-вто­рых, этикетка, выполненная в технике тампопечати. Для такой этикетки, в частности, типичным является особый лаконичный дизайн. В-третьих, крышечка (колпачок) высокого качества. Использование, напри­мер, дозатора или спрея может в 2 раза уве­личить цену изделия в целом.
Значительную часть современных косме­тических средств составляют лосьоны и прочие «жидкие текстуры». Поэтому узко­горлые емкости — флаконы по 30-50 мл — пользуются спросом.
Еще одной особенностью косметической упаковки сегодня является «линейный ди­зайн», т. е. единое художественное оформ­ление косметических линий. Кстати, по нынешним стандартам минимальный кос­метический комплект для ежедневного ухо­да состоит из четырех предметов: очище­ние, дневной уход, ночной уход, уход за кожей век. Справедливости ради надо от­метить, что даже элитные марки редко практикуют использование стекла для всей линии. Но российская «Калина» не побоя­лась и выпустила сразу две линии в стек­лянной упаковке.
Как сто лет назад
Как ни странно, но за последние сто с не­большим лет некоторые аспекты произ­водства «парфюмерной посуды» не пре­терпели никаких изменений. Вот что рас­сказывает об этом в своей книге «Русская парфюмерия» Вениамин Кожаринов, ле­тописец российской парфюмерной исто­рии: «Парфюмерные флаконы в дореволю­ционной России не изготавливались от­дельно для каждой фирмы. Более того, не­сколько стекольных заводов могли выпус­кать флаконы одинакового дизайна. Пар­фюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам сте­кольных заводов. Бывали, конечно, ис­ключения. Некоторое количество парфю­мерной посуды производилось по эскизам художников, работавших непосредствен­но на парфюмерных заводах. Другие пред­меты парфюмерии могли быть выполнены по специальным заказам либо царского двора, либо известных аристократов. Оче­видно, что и сами парфюмерные компа­нии производили так называемые штуч­ные изделия, рассчитанные на состоя­тельных покупателей. Что касается мас­совой продукции, то зачастую духи и оде­колоны разных фирм продавались в оди­наковой по форме посуде. Естественно, с соответствующими надписями на гранях флаконов и на этикетках».
Вот и сегодня появляются настоящие шедевры из хрусталя, а также множество непритязательного вида пузырьков. В ката­логах крупных компаний-производителей предлагаются готовые комплекты (банки и флаконы) единого стиля и дизайна. Заказ­чик волен выбрать один предмет или весь набор.
Маленькие хитрости для большой выгоды
Труднопреодолимой проблемой в разви­тии данного производства в России явля­ются маленькие тиражи. Поэтому иногда практикуется объединение заказа, в од­ной партии которого большая часть — за­каз крупного клиента, а меньшая — заказ мелкого. Эффективно решает проблему применение различных дизайнерских приемов. Матирование, шелкография, двойная этикетка, различные крышечки давно уже используются в мировой прак­тике для преобразования типовых моде­лей в изделия с оригинальным силуэтом.
Вообще же специалисты считают, что грамотный, единый дизайн всех составля­ющих упаковки — первичной, вторичной, этикетки — дает до 45% экономии реклам­ного бюджета.
Тонкости эксклюзивного проекта
Сначала создаются эскизы. Второй этап — разработка этикетки и выбор гра­фического решения упаковки. Третий — изготовление так называемых поисковых макетов в натуральную величину из спе­циального пластика. Часто дизайнеры в целях экономии времени и средств огра­ничиваются лишь компьютерным изобра­жением. Но чтобы избежать неприятных сюрпризов и разочарований лучше иметь еще и макет осязаемый. Из нескольких вариантов выбирается основной. Тогда же утверждается идея этикетки и упаковки. И наконец можно начать изготовление промышленного образца и технических чертежей.
Классический вариант предусматривает полный цикл от разработки модели до кон­троля заводских чертежей. Именно такую схему работы с клиентом практикует изве­стная в России компания «Центр упаков­ки». «Мы пошли даже дальше, — говорит глава компании Збигнев Рогальский. — По желанию клиента, мы готовы поставлять не только упаковку, выполненную по индиви­дуальным эскизам, но и всю партию гото­вой продукции в этой упаковке».
Сколько это стоит
Разработка эксклюзивного проекта пре­дусматривает следующие расходы. Работа дизайн-бюро (оплачивается индивидуаль­но в зависимости от уровня и известности компании). Формокомплект флакона и крышечки заказывается непосредственно на заводе или на специализированной фирме. Зарубежное исполнение формокомплекта оценивается сегодня от $ 12 до 25 тыс., а российское — в $ 7— 8 тыс. Стоимость пресс-формы крышечки зависит от материала. Итоговая цена фла­кона составит от 6 до 25 центов за едини­цу, если пресс-формы сделаны в России, и от 15 центов и выше, если изготовление зарубежное. Флакон класса «масс-маркет» иногда превышает по стоимости сам парфюм. К данным расценкам добавляют­ся также затраты на изготовление вторич­ной упаковки (20-80 центов за единицу).
ГОСТ — всему голова
В соответствии с Государственным пла­ном стандартизации подготовлен и на­правлен на утверждение в Госстандарт ГОСТ РФ «Тара стеклянная для парфюмерно-косметической продукции. Общие тех­нические условия». До сих пор продукция производилась в соответствии с техничес­кими условиями, которые уже не отвеча­ют ни требованиям международной стан­дартизации, ни запросам парфюмерно-косметического производства. Кроме того, разрабатывается еще один норма­тивный документ — ГОСТ Р «Тара стек­лянная. Марки стекол под пищевую и парфюмерно-косметическую продукцию». Это позволит приблизить требования по составам стекол к европейским нормам с учетом требований безопасности. Работа пройдет в два этапа. В 2001 году планиру­ется разработка первой редакции.
 
Ирина Емельянова
 

2001 #4

 
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]