Жестяная родословная офсета
Summary:
Кто, где и когда первым начал печатать изображения на консервной банке? Только систематизация источников информации позволила уточнить исторические факты.
История печати на металлической консервной таре
Данные о том, кто, где и когда первым начал печатать изображения на консервной банке, весьма разноречивы. Приоритет в этой области приписывается то французской фирме «Франкенталь» (1888 г.), то англичанину Худзону Скотту (1876 г.). Систематизация источников позволила уточнить исторические факты.
Жесть + литография
Жесть «родилась» в XV-XVI веке в Богемии, где шла добыча оловянной руды. До XVIII века жесть изготовляли ручным способом: листы ковали молотом и погружали в жидкое олово. В первой трети XVIII века в Англии, Франции и других странах появились прокатные станы. Материал находил весьма ограниченное применение — для изготовления домашней утвари, декоративных украшений.
В 1795 году француз Апперт предложил промышленный способ стерилизации продуктов при их нагревании без доступа воздуха. В 1810 году англичанин Дюран получил патент на жестяную консервную банку. Открытие процессов консервирования привело к появлению активного интереса к применению жести.
К указанному времени литографский способ печати рисунков на бумаге, изобретенный в 1796 году в Германии Алоизом Зенефельдером, был уже достаточно распространен. В нем использовалось свойство «литографского камня» (шлифованного известняка) удерживать печатную краску в местах нанесения рисунка жирной тушью и не воспринимать эту краску на остальной поверхности, обработанной травящим раствором. Получить таким же путем качественное изображение на листе металла, то есть добиться равномерного перехода краски при контакте двух ровных твердых поверхностей, не удавалось. Имеются сведения, что в 1845 году отпечаток на листе жести был все-таки получен, но косвенным способом: сначала с камня изображение было отпечатано на картоне, затем с картона под давлением переведено на жесть.
Попытки продолжались в течение всей первой половины XIX века, и в 1853 году группе англичан — Эдамсу, Ги, Девису — был выдан патент под названием «Применение процесса литографского и цинкографского печатания для металла, стекла, дерева и прочих твердых материалов в виде листов с передачей рисунка декалькоманией». До сих пор рисунок печатался на бумаге цинкографским или литографским способом (применялась специальная переводная бумага, покрытая смесью крахмала, камеди и клея). Новый способ предусматривал обратный порядок наложения красок при печати по сравнению с принятым для бумаги. После цветных красок в два прогона наносили кроющие белила. Затем бумага покрывалась клейким лаком. Металлические листы лакировались копаловым лаком и высушивались так, чтобы имелся слабый отлип. Затем накладывалась деколь, отпечатанная на бумаге, и лист металла пропускался под давлением на рейберном станке. В теплой воде бумага отмачивалась и удалялась. Жесть после подсушки дополнительно лакировали и просушивали по полному режиму.
В 1869 году француз Мисье получил патент по печати на жестяных банках для сардин и чая. Он также использовал метод декалькомании, но деколи переводились уже не на листы, а на банки.
В 1870 году англичанин Бебер, работающий во Франции, получил права на новый прямой способ печатания на жести с литографского камня. Он открыл в Южном Уэльсе фабрику по декорированию банок и коробок для консервов и табака. В соответствии с новым способом, нанесенный на литографский камень рисунок протравливался так глубоко, что становился рельефным. На него в станке накатывалась краска и накладывался обезжиренный лист белой жести. Все под давлением протаскивалось на рейберном станке, где вместо плоского скребка (рейбера) появился валик. Отпечаток посыпали порошком смолы или битума и подогревали, в результате получалась блестящая поверхность типа амальгамы. Затем жесть лакировали и высушивали. Способ не получил широкого распространения, в основном продолжали пользоваться декалькоманией.
Секретное открытие Беркли
Первым экспериментировать с офсетным способом печати на жести начал в I860 году Вуарен (Voirin) во Франции. Однако патент на этот способ был выдан 31 марта 1875 года в Англии Роберту Беркли (Barklay). Патент № 1168 назывался «Усовершенствование печатания на жести и металлических пластинах». Усовершенствование Беркли стало открытием и легло в основу работы всех современных печатных машин. Таким образом, современная офсетная печать обязана своим происхождением жести!
Беркли предложил использовать промежуточный (офсетный) цилиндр для перевода изображения с литографского камня на лист металла. Цилиндр обтягивался лощеной бумагой, которая передавала краску. Новая машина состояла из стола с укрепленным литографским камнем, который совершал возвратно-поступательное движение, и двух цилиндров, между которыми проходил лист жести. Изобретение не подвергалось изменениям около 30 лет. Оно было строго засекречено, и лишь начиная с 1900 года его стали использовать для печати на бумаге.
Сам Беркли, правда, не воспользовался плодами своего изобретения, он продал патент в 1877 году английской фирме Huntley, Boorne, Stevens Ltd. В том же году вместо лощеной бумаги применили прорезиненную тканевую пластинку, а в 1881 году французы Шампанъю и. Мисье предложили использовать резиновый цилиндр.
Америка оценила и применила
Примерно с 1880 года офсетная печать вытеснила все другие способы. Дальнейшее совершенствование шло по пути увеличения скорости и улучшения качества печатания. В 1884 году Маринони в Париже получил британский патент на двухоборотную печатную машину для жести, на которой уже можно было совмещать краски для многокрасочной печати. В 1899 году американской фирме R.Hoe, существующей и в наши дни, была создана первая офсетная машина для жести с автоматическим нанесением краски и влаги на печатную форму. А в 1903 году американская фирма Georg Mann запатентовала и изготовила первую ротационную печатную машину для жести, производительностью 1700 листов в час.
В 1917 году фирма Н.Ное изготовила двухкрасочную ротационную машину. В 1931 году американец Паркер предложил линию для переработки ленточного металла, которая состояла из машин для очистки поверхности, лакирования, печатания, повторного лакирования ленты, вырубки заготовок и штамповки изделий. Линия имела три вертикальные сушильные печи. В 1935 году начали использовать автоматический разгрузчик к конвейерной сушильной печи.
Производительность печатных машин выросла с 1000 (1880 г.) до 6000 листов в час (1969 г.), а производительность лакировочных машин для листового металла возросла с 3500 до 8000 листов в час.
Эволюция лаков и красок
Со временем значительно изменились и лакокрасочные материалы, применяемые для печати по металлу. Выбор пигментов, выдерживающих высокотемпературную сушку, был ограничен: уголь, окись железа, хромовокислый свинец (желтый крон), бронза. Связующим компонентом служила льняная олифа, иногда с добавлением натуральных смол. Пожелтение и изменение цвета красок при сушке и стерилизации консервов в то время никого не удивляло.
К началу XX века печатание на жести распространилось во всех развитых странах, включая Японию (по имеющимся сведениям, с 1900 года). В 20-30-х гг. XX в. в Англии получили распространение ротационные однокрасочные машины с ручной подачей листов и лакокрасочные материалы на основе льняных олиф и алкидных смол. Печатали на черной жести с многократным покрытием белой кроющей краской и на белой жести. Для придания стойкости к стерилизации поверхность несколько раз перекрывалась покровным лаком.
Развитие печати по жести в Германии в 30-х годах было связано с применением фотомеханических способов для изготовления печатных форм на цинке вместо камня с использованием конвейерных сушильных печей и ротационных печатных машин фирмы «Майлендер». Применялась черная и белая жесть, поверхность которой очищалась на специальных машинах и обезжиривалась спиртом и мелом. Имелось несколько видов печатных красок: для штампуемых изделий, для стерилизуемой и нестерилизуемой тары. Для стерилизуемой тары (112°С, 0,5 атм.) применялись краски на льняной олифе и минеральных пигментах: охре, терра-ди-сиене, хроматах свинца, окиси железа, ультрамарине, мило-ри и др. Эмали и лаки высыхали как правило за 0,5-1,0 час при 60-100°С, а отдельные марки — за 15-20 минут при 120-130°С.
Жесть и печать в России
Первая литография для бумаги была организована в 1815 году в Петербурге при Министерстве иностранных дел. Затем литографии открылись в Москве, Астрахани, Киеве. Первое упоминание о печати по металлу относится к 1900 году. Описывая полиграфическую промышленность дореволюционной Москвы, Б.П. Орлов приводит следующие данные: в 1900-1907 гг. в Москве было две литографии, в 1908-1909 гг. — три, в 1912 г. — пять, в 1913-1914 гг. — четыре. Работали американские и немецкие печатные машины; печатали в основном по жести для шкатулок, утвари, украшений.
В 20-х годах использовали уже плоскопечатные машины с литографским камнем, применяли краски на льняной олифе. Консервные и покровные лаки готовились на естественном копале. Высушивание производилось в печах камерного или туннельного типа при размещении листов жести на вагонетках с кассетами. Во избежание пожелтения отпечатков и выгорания красок температура сушки не превышала 70-80°С. Время сушки составляло 89-90 минут для красок, 120 минут — для лаков. Считалось, что если красочный отпечаток будет иметь слабый отлип, то при повторном лакировании лак проникнет сквозь краску и образует с грунтовым лаком такого же типа единую пленку хорошей эластичности и адгезии, что позволит успешно выдерживать деформации при штамповке. После стерилизации часто наблюдалось нарушение лакокрасочной пленки, что объяснялось либо длительным временем стерилизации, либо наличием в автоклаве солей и кислот из лопнувших банок.
В дальнейшем печатание по жести в России развивалось слабо и сильно отстало от общего развития полиграфии в силу того, что печать производилась на мелких кустарных производствах или предприятиях неполиграфического профиля: консервных или кондитерских. В нашей стране не выпускались оборудование для печати по жести и лакокрасочные материалы, а применялись далеко не новые импортные машины и краски, предназначенные для бумаги. Для нестерилизуемой тары применялись офсетные краски на льняной олифе производства 2-го московского завода полиграфических красок: синяя 364 (на пигменте голубом фталоцианиновом), желтая 564 (на пигменте желтом светопрочном), зеленая 416 (на лаке основном зеленом), белая 805 Н, 825 (на окиси цинка) и другие. В качестве грунтовых и покровных лаков использовали масляные лаки 92а, 3210 иЯК-1.
Жестепечатание в СССР начало развиваться только с I960 года, когда было закуплено современное оборудование. В настоящее время печать по жести в России осуществляется на нескольких предприятиях тарной и пищевой отрасли. Используется оборудование фирм LTG-Mailander (Германия) и Crabtree (Англия), обычно двухкрасочные ротационные печатные машины офсетного типа. Применяются краски, эмали и лаки ведущих мировых фирм — Valspar, ICI, PPG, DAREX, Rhenania. Указанное оборудование и материалы позволяют получить высококачественные изделия с цветными отпечатками — консервные крышки СКО и «твист-офф» к стеклянным банкам, кронен-пробки, алюминиевые колпачки к стеклянным бутылкам, сборные и штампованные металлические консервные банки, сборные банки для кофе, банки для кондитерских изделий и товаров домашнего обихода.
Ведущими отечественными фирмами по объемам и качеству печатания на жести и алюминии являются: «ТОКК» (пос. Быково Московской области), «НИТЭК-ПАК» (г. Химки Московской области), «ПеЛаКрон» (г. Тверь), «Покаж» (г. С.-Петербург), «Гармония» (г. Москва), Мурманский тарный комбинат, Консервный комбинат «КОНП-РОК» (г. Белгород). На ведущих предприятиях многокрасочная печать осуществляется на скоростях 80-90 листов в минуту на листах большого формата (до 1,0 м?).
Последние два года в нашей стране наблюдается резкий рост объемов производства пищевой и пиво-безалкогольной продукции, в том числе мясных, рыбных и плодоовощных консервов. Требования к качеству внешнего оформления упаковки повышаются. На производствах устанавливается новое жестепечатное оборудование и увеличивается загрузка уже имеющихся машин. Методом экспертной оценки общий объем многокрасочного печатания на листовом металле в России может быть оценен в размере порядка 30 тысяч тонн металла только в 2001 году. Можно также прогнозировать дальнейший рост объемов печатания на жести.
Георгий Робсман, заведующий отделом тары ВНИИКОП
2002 #2
|