Проблемы роста


Summary:
Российский рынок гофротары, один из наиболее динамичных и конкурентных рынков упаковки в России, представляется достаточно сложным и неоднозначным. Каково соотношение экспорта и импорта в этом сегменте рынка?

Активное развитие спроса на гофротару началось еще в 1997 г., а наиболее бурный рост пришелся на 1999–2000 гг. В настоящий момент темпы роста несколько приостановились и по прогнозам в 2004–2005 гг. составят 8–10 %. Однако даже этот показатель значительно выше общего уровня роста российской экономики, что свидетельствует об опережающих темпах роста отечественной упаковочной индустрии. Правда, как мы отметили выше, российский рынок гофроупаковки не может быть оценен однозначно. С одной стороны, статистические органы констатируют факт бурного развития отрасли, с другой, даже на фоне постоянно растущего спроса конкуренция на этом рынке из года в год ужесточается. И если раньше основным оружием поставщиков тары было соотношение цены и качества гофроупаковки, то на данный момент большая часть даже средних и малых производств достигли требуемого качества, и основным средством конкурентной борьбы стала «цена товара» и условия оплаты.
Три группы производителей
Сегодня в России существует достаточно большое количество предприятий, занимающихся выпуском гофропродукции. Условно все они подразделены на три обособленные группы.
1. Предприятия, входящие в крупные производственные холдинги и работающие преимущественно на собственном сырье. К их числу относится ГК «Титан» (Подольский филиал «Архбума», «Архангельский ЦБК», «Мурманский тарный комбинат»), «Илим Палп» (производство гофроупаковки в Ленинградской области), «Контенинталь Менеджмент» («Омский завод гофротары», «Кондровская бумажная фабрика», «Селенгинский ЦКК»), «Набережночелнинский КБК», ЗАО «Картонтара» (Майкоп), «Пермский ЦБК».
2. Крупные производители гофроупаковки, не имеющие собственных мощностей по производству сырья. В этой группе можно выделить две подгруппы. Первая — предприятия, имеющие в своей основе российский капитал (ЗАО «Готек», ПЭФ «Союз», ПО «Гофра» и пр.); вторая — филиалы крупных иностранных компаний (Stora Enso Packaging, AssiDomаn Packaging St. Petersburg, SCA).
3. Предприятия, выпускающие гофроупаковку различной конфигурации и сложности из закупаемого гофрокартона. Основу этой группы составляют малые и средние предприятия, специализирующиеся на выпуске упаковке, а также ограниченное количество предприятий, для которых производство гофроупаковки не является профильным бизнесом.
Производители эти находятся в разных регионах России, и конкурентная борьба на российском рынке ведется очень жесткая — за каждого значимого клиента и во всех регионах. В то же время рынок обладает очень большим потенциалом роста, что и привлекает новых игроков.
Несмотря на то, что на рынке гофроупаковки уже сложилась достаточно солидная команда игроков — ведущих российских и зарубежных компаний, его важной характеристикой является сосуществование большого числа крупных, средних и мелких производителей.
Количество мелких и средних компаний из года в год увеличивается. К их безусловным плюсам можно отнести возможность производства мелкотиражных партий гофротары (до 5 тыс. штук), исполнение любых требований клиента, а также невероятную способность работать в «тени от закона», используя «серые» схемы в расчетах с поставщиками и покупателями. Предлагая комплекс услуг, близкий к условиям крупных поставщиков, теневой бизнес способен обеспечить более низкие, нежели рыночные, цены. В итоге, занимая незначительную долю рынка (до 12–14 %) данные предприятия существенно давят на снижение среднерыночных цен.
Обострение конкуренции на внутреннем рынке происходит и за счет увеличения импортных поставок гофропродукции.
Импорт
Общий объем российского импорта гофрокартона за истекший год составил порядка 135–140 млн м2, превысив показатель 2000 г. на 43,5 %. Весь импорт гофроупаковки в Россию условно можно поделить на две приблизительно равные части: из Белоруссии и из всех прочих стран, не входящих в единое таможенное пространство с Россией.
В первом случае ситуация выглядит достаточно просто и понятно. Львиная доля импортируемого в Россию гофрокартона и гофротары представляет собой продукцию невысокого качества (марка Т-22), но при этом имеет одно неоспоримое преимущество — низкую цену. Крупнейшим поставщиком белорусской картонно-транспортной тары является «Светлогорский ЦБК». По экспертным оценкам, до 40 % всей производимой на предприятии продукции поставляется в Россию, что составляет 60–65 млн м2 гофропродукции в раскрое. В сравнении с 2000 г. ввоз продукции из Белоруссии увеличился на 10 %.
Что же касается импорта гофропродукции из прочих стран, то здесь ситуация неоднозначна. В 2003 г. импорт гофрокартона из прочих стран увеличился по сравнению с 2000 г. в 1,9 раза и составил 75–78 млн м2, превысив уровень импорта в 1997 г. При этом на фоне общего роста импорта продукции разительно увеличилась и доля гофропродукции, ввозимой из прочих стран.
Достоверно оценить качественную структуру импорта гофро-продукции представляется проблематичным. С одной стороны, львиная доля импортных поставок приходиться на покупателей, основными собственниками которых являются иностранные компании. Выпускаемая ими продукция должна соответствовать международным стандартам качества.
С другой стороны, крупнейшим поставщиком гофротары на российский рынок является Украина в лице Рубежанского КТК. На долю данного предприятия приходится до 50 % общего объема импорта в нашу страну (без учета поставок из Белоруссии). В данном случае, ассортимент и качество поставляемой гофротары соизмеримы с ассортиментом и качеством продукции российских предприятий, к тому же уровень цен на гофропродукцию на Украине не уступает российскому. В дополнение к этому, приобретение украинской тары имеет два неоспоримых недостатка для отечественных покупателей: приходится платить 15 % пошлину на ввозимый товар и нести серьезные транспортные расходы (основной вид доставки — железнодорожный). Однако, несмотря на это, доля продукции Рубежанского КТК на российском рынке из года в год увеличивается.
Среди предприятий, экспортирующих гофротару из прочих стран, можно выделить «Экопак» (Польша), Stora Enso Packaging (Литва, Финляндия), «Клайпедос Картонас Тара» (Литва), «Kappa Гданьск» (Польша), «ДС Смит Польска СА» (Польша), SCA Packaging (Литва), Mondi Packaging (Польша). На долю этих предприятий приходится до 25 % российского импорта гофротары. Оставшиеся 25 % распределяются между прочими предприятиями, доля которых крайне незначительна (их число превышает 100).
Несомненно, что уровень цен на импортную гофропродукцию несколько, а может и на порядок, выше российских. Возникает вопрос: за счет каких ресурсов импортная гофротара укрепляет свои позиции на российском рынке? Однозначно ответить на него достаточно сложно, для этого прежде всего необходимо иметь достоверную картину о структуре российского импорта с разбивкой на виды, марки, цветовую гамму и уровень сложности гофропродукции. К сожалению, такой информацией автор данной статьи не располагает. Поэтому ограничимся только лишь собственными предположениями, которые сводятся к двум основополагающим факторам, а именно:
1) отсутствие товара, соответствующего требуемым характеристикам на территории нашей страны;
2) приверженность покупателя к раннее налаженным и успешно работающим схемам делового сотрудничества (особо актуально для украинского импорта).
В подтверждение первого предположения свидетельствует тот факт, что в российские предприятия в настоящий момент не в состоянии полностью удовлетворить существующую потребность в микрогофро как с многоцветной печатью, так и без нее. Возрастающие требования к качеству печати обуславливают рост спроса и на кашированный микрогофрокартон. Потребительская упаковка из микрогофрокартона пользуется повышенным спросом и в силу своих высоких механических свойств. Выпуск микрогофрокартона в России незначителен и не способен остановить экспансию импорта. В данный момент спрос на некоторые виды микрогофрокартона (в основном, на микрогофрокартон с профилями F, G и N, предназначенный для производства парфюмерной и косметической упаковки) удовлетворяется за счет импорта.
О наличии устоявшихся схем поставок, говорит факт длительного сотрудничества ряда российский потребителей с иностранными предприятиями (преимущественно с Рубежанским КТК). В данном случае речь идет о гофропродукции, имеющей аналоги на территории России, однако за счет ряда субъективных и объективных факторов (соотношение «цена-качество», комплекса предоставляемых услуг, налаженных деловых связей на личном уровне и пр.) покупатель останавливает свой выбор на зарубежном поставщике. К числу таких предприятий относятся «Новомосковскбытхим» (годовой объем закупок составил около 14 млн м2), ЗАО «Стинол» (до 4,5 млн м2), «Золотая семечка» (порядка 5 млн м2), ЗАО «Филипп Моррис Ижора» (около 1,5 млн м2). Еще раз повторюсь, что цена импортируемой гофропродукции не является решающим фактором при выборе поставщика. Помимо вышеназванных предприятий активно пользовались импортной тарой и другие компании: ОАО «Светогорск» (г/я для упаковки писчей бумаги, до 6,5 млн м2), ООО «Телебалт» (до 2 млн м2), косметическая фирма «Весна» (до 1,5 млн м2), «Нестле Фуд», пивоваренные компании «Балтика», ПИТ и «Эфес», ООО «Марс» и некоторые другие.
Экспорт
На фоне роста импортных поставок в 2003 г. произошло значительно сокращение объемов российского экспорта гофропродукции. Стоит отметить, что прошлый год был не самым успешным для российских экспортеров. Суммарный экспорт гофропродукции составил 48–50 млн м2. Для сравнения, объем экспорта гофропродукции в 2000 г. составил 62 млн м2. Если же оценить долю экспортируемой продукции в общем объеме производства гофры, то картина станет еще более удручающей. В 2003 г. доля экспортной продукции в общероссийском объеме производства составила всего 2,75 %.
Львиная доля поставок гофротары за рубеж приходится на гофротару для рыбной промышленности. В связи с этим объем потребления напрямую связан с развитием рыбопромышленного комплекса России и получением квот для отечественных промысловых судов. Как известно, рыбную отрасль в нашей стране постоянно лихорадит, поэтому рассчитывать на увеличение объемов экспортных поставок в ближайшем будущем не приходится. По предварительным оценкам, для собственных нужд рыболовецких предприятий экспортируется до 20 % гофротары. Преимущественно это гофроящик № 4 для мороженной рыбы. Скорректировав объем экспорта на величину отгрузок гофротары для собственных нужд рыболовецких предприятий, получаем реальную долю экспортных поставок — 2,3 %.
Дополнительно к этому около 25 % тары поставляется на российские рыболовецкие суда, владельцами которых являются иностранные компании (преимущественно зарегистрированные в офшорных зонах). Вылов рыбы преимущественно ведется в Центрально- и Северо-Африканской зонах промысла. В итоге получаем, что до 45 % экспортируемой гофротары обеспечивают потребности российских рыбопромысловых судов. Остальная часть экспортируемой продукции в своей основе приходится на страны СНГ и Балтии (Украину, Эстонию, Казахстан). Незначительная часть гофропродукции поставляется в прочие страны (Францию, Германию, Афганистан).
Крупнейшим отечественным экспортером гофропродкции является ОАО «Архбум» (с учетом филиала в Подольске): на его долю приходиться до 37,4 % поставок. Среди прочих крупнейших экспортеров гофропродукции можно назвать ОАО «Алтайкровля» (9,26 %), Набережночелнинский КБК(8,8 %), Stora Enso Packaging (8,6 %), ЗАО «Готек» (6,5 %), «Kappa Санкт-Петербург» (5,2 %).
Курсы и пошлины
На фоне высоких цен на нефть весь истекший год наблюдалось значительное укрепление российского рубля по отношению к прочим иностранным валютам. В особенности серьезным стало укрепление рубля к американскому доллару. Это обстоятельство серьезно снизило привлекательность российского экспорта. (Для справки: в долл. США в 2003 г. контрактовалось до 42 % всех поставок гофропродукции, в российских рублях — 27,6 %, на долю евро пришлось 19,7 %, на прочие валюты — 10,7 %.) К тому же за истекший год произошел существенный рост ж/д тарифов, значительно превысивший уровень инфляции, а именно этот вид доставки является основным для российского экспорта (свыше 60 %).
Другой немаловажной причиной падения привлекательности российской гофротары является сохранение экспортной пошлины на гофрокартон в размере 10 %. Экспорт данной продукции стал облагаться пошлиной в 1999 г., когда мировая ЦБП была на пике и российские производители целлюлозы, бумаги и картона получали сверхприбыль за счет высоких цен на мировых рынках и при низком курсе отечественной валюты. Впоследствии, начиная с 2001 г., целлюлозно-бумажная промышленность вошла в стадию спада, следствием чего стало существенное снижение цен на мировых рынках. Вдобавок к этому, из года в год происходило укрепление национальной валюты, вследствие чего поставка продукции на внутренний рынок стала для производителей более рентабельной, нежели экспорт.
В связи с этим закономерно возникает вопрос: а нужна ли государству пошлина на экспорт гофропродукции? Логичным был бы ответ «нет», ведь уже на протяжении нескольких последних лет российский экспорт гофропродукции, да и всей продукции целлюлозно-бумажной промышленности, становится все менее и менее привлекательным. Пожалуй, понимание этого есть в рядах государственных чиновников. Из года в год на разных уровнях заявляется о целесообразности увеличения доли продукции глубокой переработки и уменьшения экспорта сырья. Правительство не раз заявляло о возможной отмене экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки целлюлозно-бумажной промышленности. На ряд товаров пошлина была отменена или частично снижена — например, на некоторые виды целлюлозы, хвойные лесоматериалы, фанеру, крафт-бумагу и обои.
В итоге, сегодняшняя ситуация такова: таможенная пошлина для пиловочника и балансов — 6,5 % отпускной цены, щепы хвойных пород — 5%, пиломатериалов — 3 %, на некоторые виды целлюлозы — 5 %, а на гофропродукцию — 10 %. При таких условиях становится выгоднее вывозить круглый лес, чем продукты переработки.Было бы неплохо, если бы стратегической целью российских чиновников стало установление таких таможенных пошлин, которые стимулировали бы развитие внутреннего производства конечной продукции лесной отрасли, а также ценовую конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках.
К тому же за положительным опытом далеко ходить не надо. Возьмем, к примеру, нашего соседа — Украину, крупнейшего поставщика гофропродукции в Россию. В этой стране никто и слыхом не слыхивал о таком чуде, как экспортная пошлина на гофру. Однако же импортная пошлина там составляет 20 % (для сравнения, в России — 15 %). Примечательно и то, что даже на фоне резкого падения доллара на мировых рынках, курс американской валюты на Украине практически остался неизменным, тем самым предоставив украинским товарам очередное конкурентное преимущество. Вот и получается, что украинцы в 2003 г. поставили в Россию гофропродукции в объеме, соизмеримом со всем совокупным отечественным экспортом. Вдобавок, производители гофротары из братского государства активно выходят на традиционные для российского экспорта рынки, в частичности в страны Балтии, существенно тесня там наших поставщиков.
В итоге получаем удручающее соотношение: суммарный российский импорт в три раза превышает объем российского экспорта.При сохранении сложившихся условий и таможенно-тарифной политики в 2004–2005 гг. можно прогнозировать дальнейшее снижение доли экспорта гофротары при одно-временном росте импорта. Следствием чего станет дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы на внутреннем рынке, основным методом которой, как и прежде, будет цена производимой в нашей стране гофропродукции.
 
Юрий Андреев

2004 #5

 
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]