Полистирольные баталии
Summary:
В условиях «холодной войны» между PP, РЕ и полистиролом последний если не выиграл, то выжил. Его производство сейчас активно инвестируется. Чем объясняется оживление на рынках полистирола?
На протяжении 90-х годов полистирол находился на положении «запущенного peбенка по сравнению с другими полиолефинами/полимерами. Причина этого весьма прозаична — слишком высока себестоимость производства и, как следствие, высоки продажные цены на полистирол общего назначения и ударопрочный полистирол.
Поставщики, в один голос жалуясь на низкие доходы от бизнеса, все меньше внимания уделяли исследовательским разработкам и поиску новых рынков применения, отдавая предпочтение производству полипропилена и полиэтилена,— последнее десятилетие характеризовалось бурным расцветом именно этих пластиков.
Полистирол, благодаря своей универсальности, оказался более «живучим» и перспективным материалом, нежели могли предполагать его конкуренты. Нынешняя ситуация на рынке ударопрочного полистирола (HIPS) и сополимеров SBS (стирола-бутадиена-стирола), очевидно, меняется. Крупнейшие производители активно инвестируют новое поколение технологий и продуктов. Наиболее заметные разработки представлены компанией Dow (семейство ударопрочных полистиролов Styron A-Tech), а также усилиями BASF, Nova, AtoFina и др.
Слияния и поглощения
Оживление на рынках полистирола во многом объясняется тем, что за последние несколько лет произошли фундаментальные сдвиги. Волна слияний, консолидация и позиционные изменения крупнейших поставщиков полистирольного гранулата создали основу для более уравновешенного, дисциплинированного рынка, внесли большую предсказуемость в цены, приведя к появлению «большой четверки» поставщиков-гигантов.
К примеру, компания Nova сумела поглотить 2 крупные фирмы Huntsman и Агсо и купить полистирольный бизнес небезызвестной компании Shell, что сделало Nova первым по величине поставщиком в Северной Америке и третьим в мире. «Компания стремится к получению разумного и достаточного уровня прибыли на вложенные инвестиции через постепенную замену стареющих мощностей и оборудования, направляя свои усилия на Европу и Америку», — утверждает представитель Nova Крис Папас. Последняя оценка активов обновленной Nova предполагает «определенный потенциал» для появления новых PS материалов — компания вдвое увеличила расходы на научно-исследовательские разработки.
Слияние осенью этого года французской фирмы Atochem и бельгийской Fina привело к созданию AtoFina — четвертого крупного игрока на глобальном рынке PS.
«За последние пять лет крупнейшим производителям удалось увеличить съем продукции с единицы объема реактора с 30 до 40%», — отмечает Вернер Праториус, компания BASF. Столь весомый прирост можно приписать модернизации технологических процессов и желанию производителей выжимать максимум из имеющихся производственных мощностей. В ближайшее время компании BASF и Fina вводят новые, относительно небольшие производственные единицы в Южной Америке и в Европе, ориентированные на производство ударопрочного полистирола. Считается, что такие небольшие производственные мощности являются наиболее эффективными по сравнению с огромными, многопрофильными гигантами, которые строят в последнее время некоторые поставщики поли-олефинов.
По мнению аналитиков, еще в середине 90-х годов хаотичная динамика инвестиций в PS-бизнес, осуществляемая рассеянными по всему миру поставщиками, надолго предопределила слабые ценовые индексы на полистирол и низкие доходы от его производства. Консолидация и слияния обеспечили базу для возникновения «четверки структурных групп» — очень крупных поставщиков, оперирующих на глобальном уровне, с возможностью фокусировать ресурсы на разработке новых марок. Вот эти компании в порядке уменьшения «удельного веса»: Dow, BASF, Nova и AtoFina. Кроме элитарной «четверки» сформировалась связка «суперрегиональных» поставщиков PS — Chi Mei (азиатский лидер), Enichem (ведущий производитель в Европе) и Chevron Phillips (результат слияния PS-бизнеса компании Chevron и поставщика SBS (К-полимеры) фирма Phillips).
Глобальный рынок — анализ и прогнозы
По данным консалтинговой компании Maack Business Services (MBS), производство полистирола сегодня является наиболее концентрированным в объемном отношении бизнесом: около 57,4% глобальных мощностей сосредоточены в руках всего 10 ведущих поставщиков. Кроме лидеров, рынок насыщен большим количеством местных производителей полистирола. Из 124 поставщиков — таково число производителей PS во всем мире — 61 располагает мощностями, оцениваемыми менее чем в 50 000 тонн.
Не стоит забывать, что полистирол подвержен хронической «наследственной болезни» — высокой стоимости сырья. Стирол (через промежуточный продукт, получаемый из этилена и бензола) неизбежно стоит дороже, чем мономеры, используемые для изготовления полипропилена (РР) и полиэтилена (РЕ).
Поэтому, когда в конце 1999 - начале 2000 гг. цены на нефть выросли и продолжали устойчиво оставаться высокими, по цепочке поднялась стоимость нефтепроизводных продуктов, — практически все полимеры почувствовали на себе ценовой прессинг, и, пожалуй, в самом тяжелом положении оказался полистирол.
В последней четверти 1999 года, когда негативные последствия глобального перепроизводства были преодолены, цены на полистирол в Европе начали снова подниматься, производство снизилось. Основной проблемой становится нехватка стирола. К примеру, с сентября 1999 года компания Dow стала каждый месяц поднимать цены на $ 0,05 за 1 кг стирола.
Начало 2000 года, по словам представителей компании Nova, характеризовалось значительным ростом объемов предварительных закупок и накоплением запасов гранулата покупателями, которые страховались от растущих цен. После резкого подъема спрос спал, а цены на стирол продолжали расти.
В результате, за период с января до августа 2000 года цены на полистирол общего назначения выросли с $ 770 до $ 1 170 за тонну (дельта прироста составила 51%). Причина ценового скачка — стирол — за тот же временной промежуток вырос в цене более чем в 2 раза: с $ 507 до $ 1 014 за тонну. Столь сильные стоимостные флуктуации наблюдались как в Европе, так и в Америке и Азии. В будущем ценовое давление со стороны мономера может снизиться, по крайней мере, в глобальном масштабе, так как крупнейшие компании вводят новые мощности по производству стирола. К примеру, BASF строит в Людвигсхафене завод мощностью 550 тыс. т/год (пуск в середине 2002 года) и расширяет мощности по этилбензолу в Антверпене на 390 тыс. т (пуск в 3-м квартале 2001 года). Компания Repsol-YPE в Террагоне запустила производство в 340 тыс. т. В Азии уже эксплуатируется и готовится к работе около 1-го млн. т мощностей в год.
Сегодня аналитики утверждают, что определенное ценовое равновесие в системе «мономер - гранулат» достигнуто, — уже в сентябре 2000 года многие поставщики полистирола отмечали снижение продажных цен вследствие понижения и стабилизации стоимости стирола.
Специалисты Dow Chemical Co. считают, что «по итогам 2000 года показатель роста спроса вряд ли превысит 1%, однако нет причин думать, что в следующем году мы не сможем вернуться к нормальной рыночной динамике роста в 3-4%». Предполагается, что общая доходность отрасли в 2001 году улучшится; при этом продажные цены (за ед. веса) на гранулат немного понизятся. Ожидается, что в ближайшем будущем PS заменит в некоторых применениях ABS (акрилонитрилбутадиенстирольный пластик). В Америке и Европе активно, в Восточной Европе постепенно будет расти упаковочный рынок предварительно расфасованных в лотки, судки продуктов — мяса, фруктов, овощей и т. д.
Прогнозы роста на 2001 год для развитых индустриальных регионов весьма осторожны, но для развивающихся стран — обнадеживающе. По данным Dow, спрос на полистирол к 2005 году будет расти с ежегодными темпами: 2,7% для Европы, 2,9% для Северной Америки, 5,5% для Азиатско-Тихоокеанского региона и 5,2% для Латинской Америки.
Компании Dow, AtoFina, Enichem и другие крупные производители склонны рассматривать страны восточного блока как наиболее перспективные рынки будущего года. Прогнозный анализ в этом регионе оценивает возможный спрос в 8-10%, что значительно выше, чем где-либо в мире. Упаковочная промышленность Восточной Европы находится в стадии активного роста, и полистиролу отдается явное предпочтение в определенных областях упаковки.
Полистирол в России
А что же российский полистирол? Не секрет, что на протяжении минувшего года российские потребители закупали гранулат по каким угодно ценам и где только возможно: от Азии до Европы. Стоит отметить, что российские производители полистирольного гранулата, оказавшись в тяжелейшем состоянии, в «тисках» между сырьевыми проблемами и срывом клиентских поставок, как могли, старались разрешить трудности и выйти из этой ситуации, не растеряв клиентскую базу. Вот мнение заместителя директора по маркетингу омского холдинга ЗАО «Полимер-Пак» Дмитрия Потемкина: «В 2000 году стоимость стирольного мономера достигла рекордных отметок. Весь российский стирол ушел за рубеж, нам же доставались лишь крохи сырья. Важно и то, что российский стирол мы закупаем по рыночным ценам. А ведь производство полистирольного гранулата на 99% зависит от стирола. Пик роста цен пришелся на конец апреля 2000 года, тогда стоимость стирола поднялась на 90%, достигнув отметки $ 1 100 за т. Высокая стоимость мономера — проблема более сложная и комплексная, нежели прямая зависимость между ростом цен на нефть и стоимостью ее производных. Случайно или нет, но многие заводы по выпуску стирола в большинстве регионов мира закрывались и простаивали. Сводки того времени четко указывали на хаотический характер поставок и нехватку мономера то в Европе, то в Америке, то в Азии. Официальной
версией «эпидемии» закрытия предприятий являлись пожары, охватившие многие заводы. В этом есть доля правды — производство мономера характеризуется повышенной пожароопасностью. Была ли это только конъюнктурная игра «на повышение», сейчас уже определить трудно. Постоянный рост стоимости барреля нефти подогревал и усугублял кризис. Во всяком случае, сложившиеся воедино оба фактора риска стали роковым стечением обстоятельств».
Между российскими и крупнейшими зарубежными производителями гранулата есть одно существенное и давно известное различие — высокий уровень вертикальной интеграции нефтеперерабатывающих компаний США и Европы. Хотя количественная информация относительно уровня этой интеграции, как правило, весьма скудна, можно проанализировать качественную оценку. Известно, что основные переработчики нефти являются высокоинтегрированными компаниями, контролирующими значительные запасы сырой нефти, оборудование для нефтепереработки и нефтепроводы, а также продукты переработки, полуфабрикаты и т. д. по цепочке, вплоть до бензозаправочных станций. Причем направление вертикальной интеграции может быть ориетированным «назад» («вверх по технологической цепочке), т. е. с поставщиками сырья или полуфабрикатов, или «вперед» («вниз» по цепочке) — по направлению к конечной продукции или полуфабрикатам. Не столь важно, какое направление вертикальной интеграции рассматривать, суть ее — в снижении издержек предприятия и повышении контроля над экономической средой. Крупнейшие производители гранулата в мире во главе с Dow являются именно такими вертикально интегрированными компаниями. На практике это означает, что в критический момент «X» эти компании свое сырье берут у самих себя, не будучи зависимыми от монополизированных поставщиков, а значит, не имея проблем с поставками, покупателями и т. д.
В России в последние годы у крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, по-видимому, проявляются желание и интерес к интеграции. К примеру, «Салаватнефтеоргсинтез» работает под флагом очень крупной компании «Сибур» Омский холдинг «Полимер-Пак» (завод «Полистирол») использует стирольный мономер нефтегиганта «Нижнекамскнефтехим» — известного в мире предприятия, работающего от скважины до продуктов переработки нефти. Оба предприятия имею единых собственников. Казалось бы, проблем с мономером у омского завода не должно возникать. Однако в кризисный nepиод нехватки стирола во всем мире ситуаци сложилась так, что нефтяному гиганту оказалось выгоднее продавать большие партит мономера за рубеж, чем поставлять его на собственное предприятие — возможности и преимущества вертикальной интеграции на практике были сведены к нулю.
Возможен ли качественный уровень интеграции на российской почве, ответит время. Отрадно хотя бы, что кризисное стечение обстоятельств 2000 года, по мнению аналитиков, случается не чаще одного раза в 5 лет. На сегодняшний день расценки мономер стабилизировались. Как утверждает Дмитрий Потемкин, «с сентября по декабрь стоимость стирола упала на 31%. Прайс-лист на наш полистирол на ноябрь, декабрь, январь остается без изменен возможно и на февраль тоже, хотя создается впечатление, что в феврале цена стирола может немного повыситься. Однако если цены на нефть будут иметь по-прежнему устойчивую тенденцию к снижению, ценовой прогноз на полистирол может быть благоприятным».
На российском рынке известны три основных производителя полистирольного гранулата: ангарский завод полимеров, «Салаватнефтеоргсинтез» и омский «Полистирол». Первое предприятие специализируется на выпуске вспененного полистирола. Салаватский завод, помимо широкого спектра химической продукции, производит вспененный полистирол, а также PS ударопрочный. Определенные марки полистирола этого предприятия имеют сходные аналоги с продукцией, выпускаемой омским заводом; последний специализируется на выпуске PS ударопрочного и общего значения.
«Салаватнефтеоргсинтез» имеет мощности по производству блочного полистирола — ударопрочного и общего назначения исчисляемые в 30 тыс. т в год, вспенивающегося полистирола, а также ударопрочного полистирола суспензионного метода изготовления (аналогично омскому заводу) — около 7 тыс. т в год. Мощности по выпуску ударопрочного полистирола суспензионным методом долгое время простаивали и были запущены только в апреле 1999 года. Благодаря многолетнему устойчивому положению, салаватскому заводу удается поддерживать широкую клиентскую базу и предлагать традиционно низкие цены.
Совсем иная ситуация у холдинга «Полимер-Пак» (производство гранулатата — ЗАО «Полистирол» — и изготовление одноразовой посуды из PS-ленты). Несколько лет назад тогдашнее ОАО «Омскхимпром» обанкротилось, и завод простаивал в течение 3-х лет, пока у него не появились новые собственники. Обновленному предприятию чуть больше года — коммерческий пуск состоялся 1 сентября 1999 года. За это время омский завод сумел освоить около 3-х тыс. т/мес. из имеющихся 8-ми тыс. т. Цены на омский гранулат традиционно выше салаватского, но при этом качество ему вполне соответствует. Омский и салаватский заводы используют различные технологии полимеризации мономера, и различие это существенное. «Сала-ватнефтеоргсинтез», впрочем, как и Dow, BASF, применяет блочный метод полимеризации, предусматривающий соблюдение жестких технологических условий и дающий достаточно чистый полистирол. Суспензионный метод, который использует омский «Полистирол», позволяет получать качественный гранулат благодаря тому, что полимеризация протекает в водной среде. Это обеспечивает четкое регулирование температуры процесса и тем самым оптимальное молекулярно-массовое распределение (ММР) в полимере; при этом обеспечивается также минимальное содержание остаточного неполимеризованного мономера в полимере. Периодичность метода дает более широкие технологические возможности. К примеру, некоторые марки ударопрочного полистирола (УПС) омского завода, полученные суспензионным методом, имеют параметры относительного удлинения (экструзионное применение) 70-80%, тогда как аналогичные марки, полимеризованные блочным методом, только 30-45%.
«Наше предприятие ориентируется, в первую очередь, на российского потребителя, — отмечает г-н Потемкин, — хотя, если возникает интерес со стороны зарубежных покупателей, мы работаем и с ними. Основные усилия отдаются на упаковочный сектор — более 50% выпускаемой продукции. Это упаковочные сорта ударопрочного PS и полистирола общего назначения (в основном экструзионного применения), предназначенные для изготовления разовой посуды, специальных кофейных чашечек, стаканчиков под йогурты, сметану, майонез, коробки под салаты, коррексов под конфеты и яйца, а также популярных сейчас лотков, судков и т. д. Сейчас, как нам кажется, покупателям особенно нравятся марки полистирола общего назначения ПСС 500 и ПСС 550. Перечень марок УПС достаточно широк, а в этом году мы активно продвигаем две специфические марки УПС 0801 и УПС 800 ФМ. В среднем они стоят дороже, чем обычные УПС, но обладают улучшенными характеристиками. Гранулат марки 0801 очень жесткий, предназначен для изготовления одноразовой посуды, особенно кофейных чашечек. Производство этой марки отличается технической сложностью. Жесткость сочетается с высоким блеском изделия, даже его внутренней поверхности. Марка 800 ФМ, наоборот, имеет высокий процент относительного удлинения (до 80%), матовость, стойкость к растрескиванию, жиростойкость. Ее область применения — замена поливинилхлоридной тары — стаканчики под майонез, сметану и др.
Мы разрабатываем и другие марки ударопрочного полистирола, которые будут сочетать в себе высокую ударопрочность, эластичность, блеск поверхности с повышенной текучестью. По-видимому, они начнут появляться на рынке уже в этом году. Правильность и перспективность таких разработок подтверждается и технической политикой компании Dow, активно рекламирующей аналогичные продукты под маркой A-Tech».
Последние годы полистирол в некоторых применениях имеет достаточно серьезного конкурента — полипропилен (РР). Если поливинилхлорид (PVC)теряет конкурентоспособность в пищевой упаковке, то РР занимает все более доминирующие позиции. Не отберет ли полипропилен упаковочные сегменты рынка полистирола? Как считает Дмитрий Потемкин, «при всех своих достоинствах, полипропилен тяжело перерабатывается. На его переработку требуется на 20-30% больше энергии, чем на переработку полистирола, машины для переработки полипропилена стоят дороже, сложнее в обслуживании и, как правило, менее производительны. Отходы PS легко перерабатываются, а полистирольная упаковка разлагается в течение 5 лет. Конечно, у РР есть и свои преимущества: высокая теплостойкость и химстойкость, однако по морозостойкости он уступает полистиролу. Так что каждый из этих полимеров, безусловно, будет иметь свою нишу, и развиваться они будут параллельно».
Марина Монахова
2000 #5
|